Истребитель СУ-7Б

Наименование:

Истребитель СУ-7Б, установленный в честь летчиков-дальневосточников, 1975г.

Приказы о включении

в Списки выявленных ОКН

1. Приказ НПЦ по ОПИК от 24.06.1996 № 56

2. Приказ министерства культуры Хабаровского края от 15.01.2015 № 17/01-15

 

Местонахождение:

Восточное шоссе, дом офицеров 11-й воздушной армии ВВС и ПВО

Историческая справка

Военный самолет-истребитель СУ-7Б был установлен на перекрестке Восточного шоссе и проспекта 60-летия Октября ко дню 30-летия Победы в Великой Отечественной Войне. Его открытие состоялось 8 мая 1975года. Монумент представлял собой самолет, установленный на вершине наклонного пилона, размещенного на ступенчатом стилобате с вертикальными стенками в центре вдоль пилона. На северной грани правой подпорной стенки был размещен текст (буквы бронзового литья): «Доблестным дальневосточным летчикам, проявившим героизм и мужество при защите советской Родины». На продольной стене слева надпись: «…В битве кровавой, сумев невозможного грань преступить, они остаются в бессмертии жить…» На внутренней части Г-образной левой стенки в центре расположен барельеф из кованной меди на военную тему. Автор проекта памятника –архитектор Черепанов А.П. Монумент был выполнен из бетона. Его высота –12м, длина пилона-16м., размеры стилобата-30*22см.

Из-за строительства развязки постамент демонтировали, а самолет перевезли во двор штаба войск ПВО округа., затем памятник восстановили на Восточном шоссе.

Разработка прототипа Су-7 – самолета С1 – началось в ОКБ Сухого еще в 1953 году. Тремя годами позже с учетом зарубежного опыта уже вовсю отрабатывалась концепция истребителя-бомбардировщика. ВВС требовался самолет, способный быстро преодолевать зону ПВО противника и доставлять к цели ядерный заряд или обычные бомбы среднего калибра. При этом такой самолет должен был нести мощное бортовое вооружение, способное не только эффективно поражать наземные цели, но и вести бой с истребителями противника.
Серийное производство самолета, получившего официальное обозначение Су-7Б, началось на заводе №126 в Комсомольске-на-Амуре (Дальневосточный машиностроительный завод) со второй половины 1960 года. Однако первые истребители-бомбардировщики поступали на вооружение частей ВВС, дислоцировавшихся в европейской части СССР.
Су-7Б на долгие годы стал основным тактическим истребителем-бомбардировщиком советских ВВС, он поставлялся во многие страны советского лагеря и союзникам СССР.
Ближайшими зарубежными аналогами этого самолета были американские истребители-бомбардировщики North American F-100C/D Super Sabre и Fairchild F-105 Thunderchief. По классификации НАТО Су-7Б обозначался Fitter-A.