Время очищать камни.
Недавно удалось побывать на месте одной из туристических достопримечательностей нашего края. Сикачи-Алянские петроглифы. Некоторым из них - тысячи лет, другие -совсем свежие.
Ну, за историю!
Чуть больше 60 километров по очень хорошей дороге, потом у приметно знака сворачиваем на «тоже дорогу», местами с ямами, выбоинами и колдобинами. И вот мы на месте, в центре национального села Сикачи-Алян. О том, что здесь жива цивилизация, говорит современный моноцентр, где под одной крышей собраны, по порядку: совет депутатов сельского поселения «село Сикачи-Алян», администрация сельского поселения «село Сикачи-Алян»», музей с. Сикачи-Алян, фельдшерско-акушерский пункт с. Сикачи-Алян. С одной стороны к зданию пристроен детский садик, с другой – школа. Обычное национальное село со своей местной спецификой и своими достопримечательностями. Тут на каждом шагу «раритеты», просто музей отечественной техники под открытым небом. Но нас интересуют петроглифы.
На моторной лодке поднимаемся к верхним, точнее к пункту N 2, что в сторону Малышева. По берегу в «малую воду» до них чуть более километра. Или, используя местные ресурсы, к ним можно попасть через протоку на лодке. Зато по большой воде на лодке с мотором романтичней и удобней.
Петроглифы вызывают, ну, очень уж сложное чувство: чтобы их разглядеть, нужно иметь и терпение, и сноровку, и массу времени. За исключением официально установленного постамента нет никаких указателей. Чтобы увидеть некоторые из наскальных знаков, нужно карабкаться по каменным осыпям. Часть петроглифов видна только при определенных условиях - угол зрения, освещенность и так далее. К сожалению, часть изображений уже потеряна. Это относится и к самым растиражированным рисункам, один из которых - лось. Ниже его, на том же камне еще лет десять назад можно было разглядеть и изображение охотников. Увы, сейчас оно практически исчезло и из-за стихии, и из-за человеческого вмешательства. Удаленность частично спасает верхние петроглифы от человеческого воздействия. Современные послания, накарябанные и выбитые на камнях, здесь встречаются гораздо реже, чем на первом пункте, куда добраться может каждый, куда и водят, в основном, экскурсии. Разрушительное действие не только стихии, но и человека, тут особенно видно. Костровища – буквально в паре метров, мусор, бутылки и банки.
И последствия от прошлогодней «большой воды». Часть петроглифов очищена от ила и нанесенного песка, а часть мы так и не нашли, или их перевернуло волнами, или просто унесло.
Это для приезжих, для туристов, российских и зарубежных, петроглифы - экзотика. Для местных – повседневная жизнь, они просто рядом ловят рыбку, ведь жизнь продолжается.
Одна из встреченных нами сельчанок от нас и узнала, что мест расположения петроглифов целых два.
Хотя глава администрации с. Сикачи-Алян Нина Дружинина рассказывает: «В состав объекта культурного наследия (ОКН) входят также этнографические объекты, а именно, культовая каменная фигура – Дёло мама (Каменная баба) и другие. Они остаются до настоящего времени не только мемориальными знаками, но «живыми» объектами поклонения для современных насельников берегов Амура. Из других селений -Нанайского, Ульчского районов - приезжают нанайцы для поклонения Дёло мама».
- Во всем цивилизованном мире, - продолжает Нина Дружинина, - аборигены сами организуют экскурсионную деятельность, таким образом получая доходы. В нашем случае доходы - у внедрившейся для этих целей госструктуры.Конфликт интересов заключается в том, что жителям села отведена роль уборщиков территории в местах расположения ОКН. Хабаровский краевой краеведческий музей, не организовав ни одной акции по уборке территории, которая захламляется, в том числе, и их туристами, направляет потоки школьников, особенно в летнее время. Так же музеем (при наличии для этих целей сотрудников) не проводится пропаганда бережного отношения к рисункам на камнях. И во время проведения экскурсий школьники, в основной массе, разбегаются по берегу, пробуют себя в роли художников. Сотрудник, заведующий филиалом музея, она же - учитель истории в Сикачи-Алянской школе со стажем свыше 30 лет, за десятилетие проведения экскурсий на объект культурного наследия не занимается таким важным направлением, как системная работа по сохранению уникального наследия.
Хотя у обеих сторон общие интересы – сохранение объекта. Если село с 2000 по 2010 годы во время субботников устанавливало аншлаги, щиты с правилами поведения в местах ОКН, то госструктуры, использующие его в экскурсионных целях, – никогда».
У местных и без того масса проблем. «За последние два десятилетия экологическое состояние бассейна Амура таково, что река не может обеспечить здорового пищевого рациона проживающим на его берегах семьям рыбаков. Рыба перестала быть полноценной здоровой пищей. Ситуация требует обследования состояния здоровья сельчан. Острыми проблемами в поселении являются алкоголизм, наркомания, туберкулез. Из 68 детей – школьников и воспитанников детского сада - 52 ребенка находятся в контакте с 18 тубинфицированными больными. Необходимы первоочередные меры по лечению и профилактике этих заболеваний, - цитата из речи главы администрации Сикачи-Аляна на международной научно-практической конференции 2013 года. - На текущий момент все больные и инфицированные взяты на учет, проходят лечение. В целях профилактики - используется флюорообследование».
А касаемо сохранения культурного наследия в администрации не теряют веры в лучшее: «С 2003 по 2008 годы администрация села Сикачи-Алян предпринимала неоднократные обращения в научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры министерства культуры, правительство края о мерах по сохранению петроглифов. Свои предложения по развитию территории и сохранению ОКН мы подали в 2013 году и участвовали в согласовании Концепции по созданию историко-культурного заповедника «Сикачи-Алян. Петроглифы» (в первоначальной редакции «Петроглифы Сикачи-Аляна»). Очевидно, чиновникам не понравилось смысловое значение принадлежности ОКН селу. Практические меры по систематической уборке территории, установлению информационных щитов, аншлагов о поведении на ОКН не дают результатов ввиду отсутствия системы охраны ОКН. В настоящее время проводится работа по привлечению инвесторов», - из письма Нины Дружининой в редакцию.
По возвращению о состоянии дел в Сикачи-Аляне мы побеседовали с сотрудниками Гродековского музея. Картина стала проясняться. Да, краеведческий музей имеет в селе свой филиал. Это, так сказать, музейная комната, где представлены как исторические находки, так и современные копии традиционных предметов, нарядов, снаряжения местного населения. Обеспечивают работу филиала два человека. Часть петроглифов, что представлены там, - копии. Копиями являются и камни с рисунками, что стоят перед археологическим музеем в Хабаровске. Да и с экскурсиями не все так гладко. К примеру, за те два дня, что мы были в Сикачи-Аляне, только одна иностранная делегация посетила петроглифы: французские дамы отчаянно отмахивались от местных кровососов.
Именно на такие группы и рассчитано местное производство сувениров.
Но большинство приехавших посмотреть петроглифы - «местные» на собственном автомобиле. Кто семьей, кто на пару, а кое-кто и компанией. Программа обширная: на «картинки» посмотреть, отдохнуть-покупаться-шашлычок на природе. Таким посетителям местные сувениры не нужны, за впечатлениями приехали.
А вот к самим петроглифам Гродековский не имеет отношения. Согласно федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.2003, который изменил ситуацию, разграничив полномочия по уровням власти, сейчас Сикачи-Алянские петроглифы - это уже федеральный уровень.
Подтверждая это, Артур Ласкин, заведующий отделом археологии НПЦ по ОПИК, отмечает: «Здесь пока не организована цивилизованная туристическая деятельность не облагорожена территория памятника, не проведены первоначальные охранные мероприятия. На сегодняшний день сохранилось и доступно к осмотру 112 камней, на которых порядка 200 изображений. Правда, это на всех на шести пунктах, два из которых в районе с. Сикачи-Алян, а вот к оставшимся четырем удобней подходить со стороны села Малышево».
Удобней это не значит доступней: часть камней можно увидеть, приложив определенные усилия.
Еще пять лет назад Сикачи-Алянские петроглифы были включены в предварительный список ЮНЕСКО. «Сейчас рассматривается вопрос, - рассказывает Артур Ласкин, - о включении петроглифов в основной список. Но необходимо провести первоочередные охранные мероприятия и сделать хотя бы первые шаги по благоустройству. Эти шаги включают в себя ограждение территории, организацию охраны, создание автомобильных стоянок, мест общего пользования и скопления мусора, установку предупредительных и информационных щитов, создание пешеходных дорожек, обзорных площадок и мостков. И на все это требуются немалые суммы, исчисляемые многими миллионами. И когда эта программа будет работать, то появятся рабочие места для местного населения. Тем более, что с 70-х годов прошлого века разрабатывалась концепция по созданию в Сикачи-Аляне этно-культурных, историко-культурных заповедников».
К этой теме сейчас вернулись: в прошлом году специалистами из Москвы выполнена концепция с разграничением полномочий, с выполнением экономических расчетов, рассчитаны начальные инженерные работы. Средства на эту программу, как сказал Артур Ласкин, должны быть выделены за счет федеральной программы развития Дальнего Востока и Забайкалья.
- Все эти меры - для исключения непосредственного контакта с объектами культурного наследия, - объясняет Артур Ласкин. - Это общемировая практика, к чему и мы стремимся.
- Были предложения о переносе камней в одно место, где повыше, где спокойней, проще…
- Это все творения мастеров прошлого, с привязкой к месту и событиям. И поэтому, - говорит заведующий отделом археологии, - пусть петроглифы остаются в первозданном виде, ведь изъятие из исторической среды приводит к потере смысла. Тем более, что рисунки имеют сакральный смысл. Нельзя нарушать систему расположения петроглифов. Нет ничего страшного в том, что некоторые камни, описанные в монографии Окладникова, с тех пор под воздействием стихии переместились метров на 50.
Но водяные потоки не только сносят камни, но и выявляют новые изображения, причудливо переворачивая обломки скал, открывая плоскости с рисунками, которые ранее были не доступны.
- Самым старым из них порядка 12 тысяч лет, - отмечает Артур Ласкин.-
Конечно, на камни оказывают влияние и паводки, и ледоходы, и дожди. Так, после наводнения 2013 года не смогли найти камень с одним из изображений. А часть наскальных рисунков оказалась просто недоступна из-за переворота камней. Из-за абразивных свойств песка и большой воды часть изображений потеряла свою форму и теперь с трудом различима, а часть просто оказалась «зацементирована» илистыми отложениями, вот и приходится их чистить. Если этого не делать, то лишайники, мхи очень быстро «затянут» камни.
Новую «наскальную живопись» специалист считает падением уровня культуры. Хотя среди них есть вполне примечательные образцы из разных времен: встречаются и с «ятями», и с «ерами» - начала века 20, есть и такая: «1937 М.А.И», есть и «художественные» - Волк из «Ну, погоди!» или девичья головка.
- Но только не рядом с тысячелетними рисунками, - отмечает Артур Ласкин, - иначе это профанация истории. Увы, это не только наша болезнь, во всем мире есть любители увековечить себя.
Пока еще есть время просто приехать в Сикачи-Алян или Малышево и самому посмотреть на историю, которой много тысяч лет.
- В том и колорит этого объекта, что мы каждый год можем наблюдать что-то новое, - сказал в конце беседы Артур Ласкин.
Виктор Панин
Фото Andsel и отдела археологии НПЦ.
Общественно-политический еженедельник "Молодой дальневосточник", №32, 6-13 августа 2014 г.
www.khabarovsk.md