Новые петроглифы на р. Уссури.
С середины XIX века появляются первые сведения о древних наскальных рисунках, расположенных по рекам Уссури и Амуру на территории Приамурского края. Из них петроглифы на р. Уссури у с. Шереметьево были одними из первых, описанными исследователями. Еще в 1859 г. Р.К.Маак во время своего путешествия по р. Уссури, «…видел изображение человека верхом на лошади, птицу, которая по своим очертаниям наиболее походила на гуся; также очерк человеческого лица с лучами, исходящими от него по всем направлениям, высеченный в весьма грубых и неполных очертаниях. Об этих исторических памятниках не осталось, однако же, никаких преданий между тамошними природными жителями, которых мне приходилось расспрашивать, но, судя по нынешнему состоянию изображений, можно отнести их к временам весьма отдаленным, потому что хотя они и высечены в твердой горной породе, однако же от атмосферного влияния стали неясны, а некоторые фигуры так изгладились, что трудно даже заметить их» [Маак, 1861]. В 1860 г. географ К.Ф.Будогоский, поместил заметку в газете «Амур», издававшейся в те годы в Иркутске, о не совсем понятных ему изображениях на скалах по правому берегу р. Уссури: «…головы тигра, рыбы, каких-то знаков» [Будогоский, 1860]. Более детальное расположение и описание древних наскальных изображений у с. Шереметьево сделал подполковник Генерального штаба Н.Альфтан. Он обозначил три пункта сосредоточения Шереметьевских рисунков, сделал зарисовки целого ряда изображений, а также дал сведения об обнаружении средневекового городища, расположенного прямо над одной из групп петроглифов. Его публикация и зарисовки явились первыми в литературе, не только о Шереметьевских, а вообще о дальневосточных петроглифах [Альфтан, 1895]. Позднее, в 1908 г., данные Н.Альфтана были использованы Ф.Ф.Буссе и Л.А.Крапоткиным в обобщающей сводке по археологическим памятникам Дальнего Востока [Буссе, Крапоткин, 1908]. В 1959, 1968 и 1970 годах изучение Шереметьевских петроглифов проводит экспедиция под руководством А.П.Окладникова. Были калькированы почти все доступные изображения, проведена археологическая разведка [Окладников, 1989].
Обнаружение новых петроглифов в зоне Шереметьевских петроглифов связано, в основном, с характерной биологической особенностью скальных базальтовых массивов, а именно их интенсивное покрытие лишайниками. Это один из основных природных факторов, негативно влияющих здесь на состояние древних рисунков. С одной стороны, новые методы датирования, в некоторых случаях, позволяют определить приблизительный возраст петроглифов именно по интенсивности произрастания лишайников. С другой стороны, рост лишайников способствует деструкции (разрушению) камня, препятствует обзору и выявлению границ наскальных изображений [Дэвлет, 2002, с. 118]. Петроглифы, особенно те, которые находятся на высоте 3-х и более метров и не подвержены воздействию реки во время паводков, частично, а порой и полностью, покрыты лишайниками. Удаление лишайника с перспективных (в плане нанесения изображений) поверхностей скального массива, позволяет выявить неизвестные рисунки или скрытые дополнения к уже ранее исследованным. Так в середине 90-х годов XX столетия и относительно недавно обнаружено несколько древних рисунков, которые не были зафиксированы во время исследований Маака, Альфтана и Окладникова. Четыре антропоморфные личины расположены на двух противоположных вертикальных гранях, небольшой ниши кубической формы, расположенной на высоте 8,5 м, у верхней границы центральной части скального массива второго пункта Шереметьевских петроглифов [Ласкин, 2012]. Две из них долгие годы находились под толстым слоем лишайника, который не так просто было удалить механическим способом. При помощи полутвердых щеток и сухой расчистки скальной поверхности, удалось выявить лишь часть (внутренний контур) одного из рисунков и, только добавив к расчистке воду, взятую из реки, открылась полная картина художественного замысла древнего мастера — семейный портрет [Ласкин, 2012, с. 53, фото 3].
До настоящего времени все известные изображения были сосредоточены в 3-х пунктах на вертикальных скальных выступах по правому берегу Уссури, в 1,5 — 7,2 км ниже по течению от с. Шереметьево. У исследователей были предположения, что древние художники могли оставить следы своего творчества, и на отдельно лежащих каменных глыбах, которые в достаточном количестве заполняют береговую полосу между скальными массивами. Ведь именно на отдельно лежащих валунах выбита основная масса древних рисунков в уникальном комплексе петроглифов у с. Сикачи-Алян. Сложность обнаружения новых рисунков состояла в том, что прибрежные камни постоянно подвержены подвижке и перемещению во время весеннего ледохода и, как отмечено выше, интенсивно покрыты лишайниками. Кроме того, сильно затрудняют поиски густые тальниковые заросли в прибрежной полосе. Но все эти препятствия не помешали археологам обнаружить в 2012 году недостающее звено в длинной галерее Шереметьевских скал — петроглифы на отдельно лежащих базальтовых валунах. Большую помощь в обнаружении новых рисунков оказал Васильев Виктор Алексеевич — методист Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр г. Вяземского». Он с группой школьников, юных туристов и краеведов, и обнаружил первые два камня и сообщил информацию в Научно-производственный центр по охране памятников Хабаровского края.
Камень 1. Расположен в 5,9 км к северо-востоку от с. Шереметьево и в 0,75 км к юго-западу от 3 пункта Шереметьевских петроглифов, в 6 м от края первой надпойменной террасы. На наклонной плоскости камня выбита личина округлой формы. Углублениями в виде лунок обозначены глаза и нос, ниже, в виде широкой дугообразной полосы, показан рот. Создается впечатление стилизованного лица, застывшего в улыбке (фото 1).
Камень 2. Расположен в 4
км к северо-востоку от с. Шереметьево и в 1,3 км к северо-востоку от 2 пункта
Шереметьевских петроглифов. Камень находится в затапливаемой зоне, и видеть его
можно, только при низком уровне воды в р. Уссури. На одной из сторон,
обращенной в противоположную сторону от реки, относительно небольшого округлого
камня, три рисунка. Извилистым желобком выбито изображение змеи с отчетливо
выделенной головой в нижней части рисунка. Левее, в технике горельефа, сплошной
пикетажной выбивкой нанесены рисунки двух птиц. Одна, возможно хищник, с мощным
туловищем и выделяющимся клювом, а также широким хвостом и лапами. Вторая птица
очень похожа на цаплю — это подтверждает характерное овальное туловище,
вытянутая шея и длинный острый клюв. Лапы цапли показаны укорочено, что
напоминает сюжет, когда она стоит в воде во время охоты. Обе птицы смотрят в
одну сторону, сторону змеи (фото 2). Это первые рисунки птиц данного вида и
выполненные в такой технике в комплексе Шереметьевских петроглифов. В пунктах 2
и 3 есть описанные рисунки водоплавающих птиц — это довольно крупное изображение
лебедя с крестообразным пересечением туловища во втором пункте и, одиночных и
парных изображений уток во втором и третьем пунктах комплекса петроглифов [Окладников,
1971, с. 56, 57, рис. 18, 19].
Камень 4. Расположен в 3,87 км к северо-востоку от с. Шереметьево и в 1,17 км к северо-востоку от 2 пункта Шереметьевских петроглифов, в 7 м от края первой надпойменной террасы. На западной наклонной грани относительно небольшого валуна широким желобком выбита крупная личина. По всем сторонам внешнего овального контура личина сплошь окружена поперечными линиями, образующими своеобразный ореол. Внутри, на лбу, расположены, одна под другой, две дугообразных полосы, а по бокам, симметрично расположены по одному вертикальному желобку в форме угла. Глаза большие в виде двух концентрических кругов со зрачками-ямочками по центру, под ними массивный овально-вытянутый нос. Под носом находится небольшой овальный рот. При внимательном рассмотрении ощущаешь на себе глубокий взгляд древнего старца с впалыми щеками, выдающимся подбородком и обвислым носом (фото 5).
Развитие наскального рисунка в комплексе Шереметьевских петроглифов происходило от простых контуров и линий к более сложному орнаментальному внутреннему и внешнему их оформлению, в том числе и построению сюжетных композиций. Последние находки петроглифов на отдельно лежащих валунах, позволили соединить между собой все три пункта в единый протяженный комплекс древнего наскального искусства, существовавший на берегах р. Уссури в эпоху неолита и палеометалла. Нет сомнения, что это не последние открытия результатов творчества древних художников на берегах таежной реки. Именно им выпала важная историческая миссия быть основателями и носителями мощного и самобытного очага древнего наскального искусства в Приамурье.