Мотивы петроглифов Нижнего Амура в орнаментации керамических сосудов

В новой статье Артура Ласкина, кандидата исторических наук, заведующего сектором археологии нашего Центра, прослеживается связь мотивов и образов петроглифов Нижнего Амура с орнаментами на керамических сосудах в неолитических и средневековых культурах Приамурья. Антропоморфные и зооморфные образы нижнеамурских петроглифов встречаются в декоре керамики кондонской, малышевской и вознесеновской неолитических культур, а также на средневековой керамике эпохи чжурчжэней, что позволяет сделать вывод о значительном влиянии самобытной изобразительной традиции древнего населения Амура и Уссури.

Петроглифы Нижнего Амура считаются одними из уникальнейших памятников древнего наскального искусства Северо-Восточной Азии. Всемирную известность эти петроглифы получили благодаря исследованиям А.П. Окладникова, результаты которых были опубликованы в его монографии «Петроглифы Нижнего Амура».

Исследования последних лет дали дополнительные возможности для формирования всестороннего представления об изобразительных пластах петроглифов, относительной хронологии, стилистических особенностях, их сюжетном многообразии. Полученный материал характеризует своеобразную традицию наскального искусства по его стилистике, набору образов, которые представлены как одиночными, так и композиционными изображениями. Результаты многолетней работы позволили часть памятников региона, а именно петроглифы Сикачи-Аляна, Шереметьево и Кии, объединить в одну Амуро-Уссурийскую провинцию наскального искусства Дальнего Востока.

Репертуар петроглифов Амура и Уссури разнообразен по сюжетам и стилистике. Широко представлены изображения личин, антропоморфные стилизованные или схематичные изображения, звери (лошади, лоси, тигры, кабаны и др.), фигуры водоплавающих и лесных птиц, змей и даже звериных следов. К геометрическим изображениям относятся чашечные углубления (ямки-лунки), простые и концентрические окружности и другие знаки. Как и на большинстве крупных комплексов наскальных изображений, в дальневосточных петроглифах немало нераспознаваемых или трудно определяемых нефигуративных линий, возможно, являющихся неоконченными или плохо сохранившимися изображениями.

Доминирующее место в петроглифах Амура и Уссури, бесспорно, занимают стилизованные антропоморфные изображения – личины-маски. Их контуры, варианты заполнения и размеры очень разнообразны: овальные, яйцевидно-овальные, сердцевидные, трапециевидные, трехточечные, личины череповидной формы с широкой верхней частью и ярко выраженным узким подбородком, а также личины, сочетающие разные формы. Некоторые могут иметь контур, другие лишены его, немало парциальных вариантов.

Временные рамки возникновения нижнеамурских петроглифов включают довольно продолжительный период от начального неолита (XII –IX тыс. до н. э.) до эпохи раннего средневековья (VII –XIII вв. н. э.). Датировка петроглифов основывается на результатах анализа образов и стилей наскальных изображений и соотнесения их с археологическими культурами Нижнего Амура.

Основным хронологическим индикатором в неолите служила керамика. Исходное сырье, технологии изготовления, состав примесей, степень обжига, формы керамических сосудов, а также орнаментальные традиции определяли конкретную сложившуюся в древности археологическую культуру. В разные годы при исследовании неолитических памятников Приамурья были отмечены фрагменты керамических сосудов, орнаментальные мотивы которых были схожи с известными изображениями на базальтовых валунах и скальных обнажениях Амура и Уссури. Большой интерес представляют антропоморфные изображения на фрагментах керамических сосудов, обнаруженных у сел Вознесенское, Сикачи-Алян и острове Сучу в низовьях Амура. В этих местах в неолитическое время существовали культовые центры, где на протяжении длительного времени создавались культовые объекты, объединенные идейно и этнокультурно родственными коллективами людей. Зародились эти центры еще в период существования осиповской археологической культуры в XIII –IX тыс. до н. э., во времена малышевской культуры (VI–IV тыс. до н. э.) шло сложение основных элементов культовых центров, а окончательное оформление последних произошло на поздней стадии неолита – вознесеновской культуры (конец IV – третья четверть II тыс. до н. э.).

Особенно эффектны антропо-зооморфные изображения на фрагментах окрашенных сосудов из с. Вознесенское (Рис. 1, 2). С помощью резной, накольчатой и штамповой техник рельефно выполнены некие мистические существа с антропоморфными головами и конечностями-ластами, как у тюленя. Такие «парадные» сосуды не были предназначены для применения в быту, а использовались при совершении обрядовых действий. Головы существ по своим формам и внутреннему заполнению повторяют изображения сердцевидных личин-масок известных в комплексах петроглифов Сикачи-Аляна и Шереметьево (Рис. 3–5).

Мотивы петроглифов Нижнего Амура в орнаментации керамических сосудов


Во время исследований многослойного поселения Гася, расположенного непосредственно у пункта 2 петроглифов Сикачи-Аляна, среди многочисленного керамического материала был обнаружен фрагмент сосуда с рельефным изображением личины. Сохранилась лишь нижняя часть антропоморфной личины с четко обозначенным рельефным носом с двумя ноздрями внизу, частью рта и частью правого глаза в виде окружности (Рис. 6). Внутри контура изображение сплошь покрыто тисненным орнаментом в виде мелких чешуек, также сохранились следы окрашивания. Нужно отметить, что на поселении были обнаружены и уникальные фигурки мелкой пластики из обожженной глины.

Мотивы петроглифов Нижнего Амура в орнаментации керамических сосудов

Несколько фрагментов керамики со стилизованными изображениями антропоморфных личин были обнаружены при исследовании памятников Сусанино-4 и Кольчем-3 на Нижнем Амуре (Рис. 7, 8). Эта керамика также отнесена к вознесеновской неолитической культуре. Исследователями отмечены следующие особенности в орнаментальной технике:так, личины на сосудах малышевской культуры вылеплены с последующим заполнением фона ногтевыми оттисками или обозначены прочерченными желобками и прокаткой зубчатого колесика, а на сосудах вознесеновской культуры образованы прочерчиванием желобков, а фон заполнен отпечатками гребенчатого штампа и окрашен в красный цвет.

 

Мотивы петроглифов Нижнего Амура в орнаментации керамических сосудов

Одно из самых ранних антропоморфных изображений на керамике, обнаруженных в Приамурье, было зафиксировано на памятнике Князе-Волконское-1 недалеко от г. Хабаровска (Рис. 9). Небольшая рельефная личина череповидной формы расположена чуть ниже венчика фрагмента глиняного сосуда, который был изготовлен на раннем этапе кондонской неолитической культуры в середине VI тыс. до н. э. Рельефные (объемные) личины, выполненные на схождении двух или трех граней базальтовых валунов, отмечены в петроглифических комплексах Сикачи-Аляна и Шереметьево и являются отличительной особенностью Амуро-Уссурийской провинции наскального искусства. Одна из таких объемных личин, выполненная на камне 63 пункта 2 петроглифов Сикачи-Аляна, вызывает мысли об определенном сходстве с личиной на фрагменте керамики кондонской культуры (Рис. 10).

Мотивы петроглифов Нижнего Амура в орнаментации керамических сосудов

Весомым звеном, объединяющим мотивы петроглифов и орнаментики на керамических сосудах неолитических культур Нижнего Амура, является спираль. Спираль как изобразительный элемент встречается на многих памятниках наскального искусства в разных частях света – от Западной Европы до Полинезии и Австралии. Можно долго спорить о семантических образах спирали – космические представления, солярный культ или символика, жизненный центр, глаза, змеи и т. д. Определенно можно утверждать одно: в петроглифах Амура и Уссури в большинстве случаев в виде спирали показаны глаза личин, в том числе и парциальных, без внешнего контура (Рис. 11, 12).

Мотивы петроглифов Нижнего Амура в орнаментации керамических сосудов

Спиральный орнамент распространен на керамических сосудах малышевской и вознесеновской неолитических культур Нижнего Амура. Спираль и связанные с ней формальными признаками спиралевидная линия, круг, кольцо, эллипс, волюта и др. в малышевском декоре образованы угольчатым, дугообразными или фигурными оттисками, а в вознесеновском – линиями или желобками. Ярким примером спирального орнамента может служить реконструированный сосуд малышевской неолитической культуры, обнаруженный при исследовании жилища на острове Сучу в низовьях Амура (Рис. 13).

Есть примеры аналогий некоторых наскальных изображений Амура и Уссури и в керамике раннего средневековья Дальнего Востока, главным образом эпохи чжурчжэней (1115–1234 гг.). Представляют интерес зооморфные изображения на концевых дисках глиняной черепицы из материалов исследований чжурчжэньских памятников на территории Приморского края. На одном из экземпляров концевого диска полуцилиндрической черепицы из материалов Майского городища – зооморфное изображение с миндалевидными раскосыми глазами и широким приоткрытым ртом с частоколом зубов. Зооморфным изображение признано из-за присутствия небольших усов, как у кошачьих (Рис. 14). Определенное сходство с этим образом можно заметить, рассматривая антропоморфную личину, выбитую на вертикальной плоскости базальтового валуна в пункте 1 петроглифов Сикачи-Аляна (Рис. 15). Те же миндалевидные глаза, тот же нос и похожий оскал. Тем не менее сравнение двух данных изображений – вопрос дискуссионный.

Мотивы петроглифов Нижнего Амура в орнаментации керамических сосудов

В репертуаре петроглифов Нижнего Амура есть пласт изображений, которые относятся к раннесредневековому времени и выполнены уже не пикетажем, как основная масса петроглифов, а резьбой, вероятно, при помощи металлических инструментов. Такие графические рисунки обнаружены на памятниках Шереметьево, Сикачи-Алян, на камне у с. Калиновки и у стойбища Май. Часть из них выполнена на окатанных гранях базальтовых валунов, а часть – на вертикальных скальных выступах цокольных террас. Мотивы этих поздних средневековых петроглифов отличаются от ранних эпох неолита и раннего железного века. Наряду со стилизованными изображениями лодок здесь уже присутствуют более реалистичные фигуры лошадей, всадников, оленей, собак, тигров, сцены охоты и быта.Доминирующими являются изображения лошадей, а в половине случаев и с всадниками (Рис. 16–18).

Мотивы петроглифов Нижнего Амура в орнаментации керамических сосудов

На одном из фрагментов керамики, обнаруженном при исследовании раннесредневекового поселения Покровка-1, на правом берегу р. Уссури (одном из главных притоков Амура) в южной части Хабаровского края, выполнены фигуры лошадей и всадников. На фрагменте средневекового сероглиняного сосуда сохранился штамповый поясной орнамент, нанесенный в три уровня. Разделяясь по горизонтали серией геометрических наклонных линий, изображена сцена двух скачущих друг за другом лошадей, первая без всадника, за ней – управляемая седоком (Рис. 19). К сожалению, фрагмент обнаружен в единичном экземпляре и не дает возможности представить, как выглядел целый сосуд в его полном орнаментальном исполнении.

Мотивы петроглифов Нижнего Амура в орнаментации керамических сосудов

Из рассмотренных материалов очевидно значительное влияние мотивов петроглифов Нижнего Амура на развитие орнаментальных традиций в неолитических культурах Приамурья. Одними из первых изображения рельефных личин на керамике встречаются у носителей кондонской неолитической культуры около 7500 л. н. Дальнейшее развитие орнаментальной традиции, связанной прежде всего со спиральным орнаментом, нашло яркое выражение в керамических комплексах памятников малышевской культуры и достигло наивысшего художественного совершенства в антропозооморфных изображениях на «парадных» сосудах вознесеновской культуры конца IV – начала II тыс. до н. э. Пласт средневековых петроглифов Амура и Уссури тоже не остался без внимания и запечатлен в XII –XIII вв. на керамике чжурчжэньскими мастерами гончарного дела в виде изображений лошадей и всадников.

Художественные, стилистические, хронологические и технико-технологические черты петроглифов Нижнего Амура демонстрируют особенности развития, начиная с неолитической эпохи, мощной самобытной изобразительной традиции, которая, несомненно, отразилась и в создании материальных свидетельств археологических культур. Культурно-этнические связи древнего населения Амура и Уссури оказали большое влияние на становление и развитие культуры коренных народов Приамурья. Мотивы и образы, воплощенные в нижнеамурских петроглифах, до настоящего времени живут в национальных обрядах и декоративно-прикладном искусстве нанайцев, ульчей, нивхов, удэгейцев.


Статья опубликована в научном журнале "Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке", № 1 (51) 2020.
Скачать статью в формате pdf [12,74 Mb] (cкачиваний: 86)