Объект культурного наследия "Средняя школа станции Вяземская Уссурийской железной дороги", 1899 г.; до 1917, 1962-1963 гг.
Приказом
Управления государственной охраны
объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края от 20.03.2018 № 35.1.2/7
в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников
истории и культуры) народов Российской федерации включена как памятник
архитектуры регионального значения историческая часть здания средней
общеобразовательной школы № 20 в г. Вяземском по ул. Котляра, 37.
Наименование и датировки объекта культурного наследия: "Средняя школа станции Вяземская Уссурийской железной дороги", 1899 г.; до 1917, 1962-1963 гг.
История строительства и функционирования здания школы неразрывно связана с историей Транссибирской железнодорожной магистрали (название в Российской империи - Великий Сибирский Путь), соединявшей Москву (южный ход) и Санкт-Петербург (северный ход) с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России.
Прокладка Уссурийской дороги от Владивостока была начата в апреле 1891 года, а 1 ноября (14 ноября по новому стилю) 1897 года была сдана в регулярную эксплуатацию. Дорога длиной 764 км включала 23 станции и 7 разъездов.
В 1897-1903 годах Российской империей на территории Маньчжурии на условиях концессии была построена Китайско-Восточная железная дорога. В марте 1906 года вышло правительственное постановление о передаче казенной Уссурийской железной дороги в долгосрочную аренду акционерному Обществу КВЖД сроком на 25 лет. Фактическая передача состоялась 1 августа 1906 года. Управление дороги было расформировано, вместо Уссурийской железной дороги образовано Уссурийское отделение КВЖД.
После постройки железной дороги (1897 год) на Северо-Уссурийском участке станция Вяземская III класса считалась самой крупной, ее депо было основным для паровозов, работающих на участке от Хабаровска до Бикина. К 1899 году на станции были построены: здание вокзала, первое деревянное паровозное депо (паровозный сарай), водонапорное здание для заправки паровозов, казармы железнодорожников, небольшая больница "Приёмный покой" на 6 мест, церковно-приходская школа, баня для рабочих и служащих, ледник, жилые дома; 26 мая 1901 года освящена церковь Святого Николая Чудотворца и преподобной Марии.
Начало строительства Великой сибирской дороги оказало благотворное влияние на успешную реализацию государственной программы по школьному строительству. В 1869 году принято постановление Государственного Совета об учреждении школ специально для детей железнодорожников. По правилам от 29 мая 1869 года разрешалось открывать одноклассные и двухклассные училища Министерства народного просвещения по линии железных дорог на средства железнодорожных управлений. В Сибири такое разрешение было дано 25 сентября 1898 года. В данных школах могли обучаться дети железнодорожников обоего пола, при этом обучение планировалось раздельное, однако в случаях крайней необходимости допускался и совместный вариант. В одноклассные училища в первый класс принимались дети служащих без различия вероисповедания не моложе 7 и не старше 12 лет. В двухклассные училища принимались мальчики не старше 15 и девочки не старше 13 лет. Система управления железнодорожными школами по своей структуре была схожей со всеми школами Министерства. Она состояла из попечителя учебного округа, директоров и инспекторов народных училищ, заведующих, почетных блюстителей и директоров школ. Учебные заведения содержались на средства управления железных дорог, которое было обязано давать помещение для училищ, отвечающее требованиям школьного дела и предметам гигиены, проводить ремонт училищных зданий, приобретать учебные пособия и прочие принадлежности в необходимом размере. Как правило, первоначально создавались одноклассные школы, которые вскоре преобразовывались в двухклассные.
Параллельно со строительством школ и училищ по линии Министерства народного просвещения на средства железнодорожных управлений с середины 1890-х годов на железнодорожных станциях начато строительство церковно-приходских школ. В 1894 году был создан специальный фонд для финансирования сооружения церквей и школ в Сибири, которому было присвоено название "Фонд имени в Бозе почившего Императора Александра III". Церковно-школьные комплексы строились на перспективных станциях магистрали, начиная с их IV класса по железнодорожной квалификации по проектам и при непосредственном участии архитекторов и инженеров-путейцев, привлеченных гражданских архитекторов и инженеров.
При новых церквях возводились по типовым и индивидуальным проектам церковно-приходские школы "для удовлетворения духовно-нравственных потребностей" железнодорожных служащих и их детей, а также прибывающих на станции переселенцев.
Одноклассные и двухклассные деревянные и каменные церковно-приходские школы и училища для детей железнодорожных служащих и переселенцев стали обязательной составляющей железнодорожных станционных комплексов. Архитектура церковно-приходских школьных зданий, сохраняя свое типологическое и стилистическое своеобразие, была тесно увязана со стилистикой всей архитектуры железнодорожных станционных комплексов и несла черты русского национального стиля второй половины XIX века.
В 1897 году на станции Вяземская Уссурийской железной дороги было начато строительство деревянной церкви Святого Николая Чудотворца и преподобной Марии. Средства в размере 5 тысяч рублей пожертвовала известная благотворительница Мария Орестовна Теплова, вдова горного инженера-полковника Николая Николаевича Теплова. Церковь освящена 26 мая 1901 года, об этом газета "Приамурские ведомости" сообщила в номере за 29 июня 1901 г. Сохранилась фотография храма 1901 года.
Одновременно со строительством церкви возводилось и кирпичное здание церковно-приходской школы. Завершено строительство школы в 1899 году (левое крыло здания - выявленного объекта культурного наследия). Школа предназначалась для обучения детей железнодорожников, но в связи с тем, что впервые годы после постройки школы не было детей для обучения соответствующих возрастов, открыта только в 1904 году. Обучение в школе предусматривало 3 года. Согласно Свидетельству об образовании выпускника школы 1907 года Филиппенко Алексея Семеновича она называлась: "3-х классная церковно-приходская школа Его Императорского Величества". С передачей в августе 1906 года Уссурийской железной дороги в долгосрочную аренду акционерному Обществу КВЖД сроком на 25 лет школа была преобразована в железнодорожное одноклассное Министерства Народного просвещения училище при станции Вяземской Уссурийского Отделения Китайской Восточной железной дороги. В музее школы № 20 имеется "Свидетельство об окончании полного курса учения железнодорожного одноклассного Министерства Народного Просвещения училища при станции Вяземская, Уссурийского Отделения Китайской Восточной железной дороги", выданное 28 октября 1913 года Ивану Ивановичу Савчуку, родившемуся 26 августа 1901 года, обучавшемуся с октября 1909 по 20 мая 1913 года. В свидетельстве отмечено, что Иван при хорошем поведении оказал успехи по Закону Божию, русскому и церковно-славянскому языкам, арифметике – хорошие, чистописанию – удовлетворительные. Заверено свидетельство церковной печатью и подписями заведующего училищем – Иустином Мариновским, законоучителем – В. Михальчуком, учительницей В. Якубовской.
Известно о документе об окончании учебного заведения на станции Вяземской Гук Петра Климентьевича, сына обер-кондуктора, работавшего на Уссурийской железной дороге, свидетельстве, выданном Учебным отделом Китайской Восточной железной дороги. В Свидетельстве отмечено, что ученик Вяземской железнодорожной школы Петр Гук, родившийся 12 февраля 1891 г., сын крестьянина, вероисповедания православного, успешно выдержал испытания в знании курса приготовительного класса при торговых школах Министерства Промышленности и Торговли в объеме одно-классного начального народного училища Министерства Народного Просвещения. Так как известно, что П.К. Гук с 1907 года работал в Вяземском депо, очевидно, в это же время, в 16-летнем возрасте он железнодорожное училище закончил.
Здание школы представляло собой асимметричный в плане объем с несущими продольными и поперечными стенами, формирующими планировочную структуру помещений различного функционального назначения - трех классных комнат, учительской, зального помещения, раздевалки, подсобного помещения, а также двух входных групп - со стороны улицы и двора. Здание было построено в стиле эклектики с элементами декора лицевой кладки фасадов из красного кирпича, свойственными классицизму.
В 1906 году в селе Вяземском открылось двухклассное приходское училище для крестьянских детей (после установления советской власти на Дальнем Востоке двухклассное училище было преобразовано в школу I ступени № 1. Здесь дети получали начальное образование). В 1907 году в станице Гленовской открылась школа для казачьих детей (после установления советской власти казачья школа объединилась с Вяземской начальной школой, до 1933 года располагалась в отдельном здании на углу нынешних улиц Козюкова и Школьной) .
Церковно-приходские школы при железнодорожных станциях строились для многофункционального использования - здесь проводились воскресные чтения для рабочих, устраивались благотворительные любительские спектакли, было популярно обучение церковному хоровому пению. В зальном помещении, как правило, устраивалась сцена. В 1904-1910 годах на крупных железнодорожных станциях получила распространение практика строительства клубных зданий (железнодорожных собраний).
В 1916 – 1917 годах (датировки согласно многочисленным публикациям по истории школы) вдоль нынешней улицы Котляра на пересечении с ул. Пограничной, на расстоянии около 30 метров к северо-востоку от школы железнодорожным ведомством было построено здание "железнодорожного собрания" - своеобразного клуба для собраний, встреч, настольных игр, демонстрации кино и других развлечений служащих станции. Но скоро это здание было передано открывшемуся железнодорожному училищу (в настоящее время правое крыло здания школы № 20 по ул. Котляра). Одноэтажное кирпичное здание было построено в стиле эклектики с лицевой кладкой фасадов с элементами декора, свойственными классицизму и модерну. Имело симметричный план с трехчастной объемной композицией, составленной повышенным средним объемом, разделенным продольной несущей стеной на два помещения, выдвинутым в большей степени в сторону двора, и симметричными боковыми крыльями с зальными помещениями.
С установлением Советской власти в начале 1918 года в одном из зданий открыта "Начальная школа Уссурийской железной дороги" (Свидетельство Повх Якова об окончании в 1919 году начальной школы Уссурийской железной дороги), в которой сохранялся 3-х летний период обучения, в другом открыто "Высшее начальное училище при станции Вяземской Уссурийской железной дороги" (печать и штамп училища на удостоверении об образовании ученика 1 класса Усенко Николая. 1918 г.). Училище было с 4-х летним обучением и поступали в него учащиеся после окончания начальной школы. Однако счет классов в училище начинался с первого.
В период интервенции, с осени 1918 до 1922 года новое здание использовалось японцами под казарму. В старом здании занятия (в школе и училище) продолжились в две смены. Перед казармой японцев постоянно находился часовой.
Весной 1921 года Высшее начальное училище реорганизовалось в школу IIступени с удлиненным сроком обучения на 2 года. С целью ускорения выпуска Школы IIступени, выпускники Высшего начального училища 1921 года должны были в течение весны, лета и осени изучить программу целого предпоследнего 8 класса Школы II ступени, а затем в следующем учебном году завершить обучение в последнем 9 классе, т.е. Начальная школа и Школа II ступени составляли девятилетку для выпускников 1922 года. Но эту школу можно считать экспериментом, который не утвердился в практике школы.
С 1924 года железнодорожная школа стала единой с последовательным счетом обучения в классах, начиная с первого класса начальной школы и продолжая счет классов школы II ступени, всего 7 классов. Школа называлась: "Вяземская железнодорожная школа— семилетка". В музее школы имеются Свидетельства об образовании выпускников 1925 года Усенко Владимира и Проценко Дмитрия; выпускницы школы 1933 года Коваленко Анисьи (на Свидетельстве об окончании школы - печать с надписью по кругу: "Вяземская железнодорожная школа семилетка, в центре печати: НКПС Уссурийская ж.д. служба просвещения". Это была школа-семилетка с производственным уклоном и программой обучения, дающая право поступления в техникум. В документах школы конца 20-х годов встречается другое название школы: "Вяземская школа фабрично-заводской семилетки" (ФЗС) (документ об образовании Дружининой М.Ф.— выпускницы 1928 года). В 1932–1933 учебном году в школе был открыт 8-й класс и школа стала средней. Первый выпуск 10 класса был в 1935 году. По информации выпускницы школы 1940 года Рудь Любови Степановны школа с 10-летним обучением называлась: "Средняя школа ст. Вяземская Уссурийской железной дороги". С изменением названия железной дороги изменилось и название школы, она стала называться "Средняя школа №20 ст. Вяземская Дальневосточной железной дороги".
В конце 1930-х годов руководство Уссурийской железной дороги приняло решение о строительстве нового типового здания школы на станции Вяземская, а в прежних школьных зданиях планировалось открыть железнодорожное училище. Как только началось строительство новой школы на улице Театральной, на территории старой школы тоже начали строить 2-х этажное кирпичное здание под общежитие учащихся железнодорожного училища. В 1939 году это здание было построено. Вначале 1940–1941 учебного года средняя школа №20 перешла в новое 2-х этажное кирпичное типовое здание по улице Театральная №6 и находилась там по 1962–1963 учебный год. После перехода школы в новое здание в ее прежних 2-х корпусах, как и планировалось, разместилось железнодорожное училище №1 со своими классами и мастерскими. Общежитием для мальчиков стало 2-х этажное здание на территории училища, а девочки— учащиеся училища, жили в одноэтажном кирпичном доме, построенном через квартал от школы по улице Пограничной. После реорганизации железнодорожного училища № 1 с 1946 по 1961 год в 2-х зданиях прежней школы размещалась техническая школа— курсовая база по обучению паровозных, а затем и тепловозных бригад Дальневосточной железной дороги, а 2-х этажное здание стало общежитием технической школы. После закрытия технической школы на станции Вяземская в зданиях бывшей школы 2 года размещалась школа— интернат Дальневосточной железной дороги.
В 1962–1963 годах здания были соединены одноэтажным встроенным объемом. Со стороны двора между объединенными зданиями и 2-х этажным общежитием было построено новое типовое здание школы с двумя большими спортивными залами, объединившее здания разных периодов в единый школьный комплекс. Отдельно в школьном дворе были построены мастерские.
По ходатайству директора и партийной организации школы руководство Дальневосточной железной дороги приняло решение о переводе средней школы №20 в это капитально отремонтированное и частично заново построенное здание. Школа-интернат на станции Вяземская была закрыта, а здание школы на улице Театральная было передано школе №19. Таким образом с 1963 – 1964 учебного года средняя школа №20 вернулась на свое изначальное место. К этому времени произошли изменения и в самой школе. С 1962–1963 учебного года и по 1965–1966 учебный год школа была одиннадцатилеткой и называлась "Средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением №20 ст. Вяземская Дальневосточной железной дороги". С переходом на десятилетку, школа вернулась к прежнему названию: "Средняя школа №20 ст. Вяземская Дальневосточной железной дороги". С 1971 года в связи с награждением Дальневосточной железной дороги орденом Октябрьской Революции, новые слова в названии дороги вошли в название школы: "Средняя школа №20 ст. Вяземская Дальневосточной ордена Октябрьской революции железной дороги" (сохранился оттиск печати: по кругу: Средняя школа №20 ст. Вяземская Дальневосточной ордена Октябрьской революции железной дороги. Министерство путей сообщения). В 1997 году средняя школа №20 станции Вяземская Дальневосточной железной дороги была переведена из ведомства Министерства путей сообщения в Министерство образования Российской Федерации. Школа стала называться: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №20 г.Вяземского" Хабаровского края Российской Федерации. В 2005-2011 годах школа получила наименование: "Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 г.Вяземского Вяземского муниципального района Хабаровского края".
В школе активно ведется краеведческая работа, создан музей истории школы. Собраны сведения об учителях и бывших учениках школы, оставивших заметный след в истории системы образования в крае, общественной жизни станции Вяземская, связанных периодом Гражданской войны и советского строительства в г. Вяземском.
Об участии учителей школы и училища в революционном движении и в Гражданской войне свидетельствуют следующие известные факты: активностью в общественной жизни школы среди коллег выделялся учитель Филонович - председатель школьного совета в 1917-1918 учебном году. Летом 1918 года, при наступлении войск атамана Калмыкова, белогвардейцев и интервентов, большевистская организация станции Вяземская устроила митинг протеста и призыва к сопротивлению. Напротив школы собрались рабочие станции, крестьяне и казаки. Со стороны казачества начались выступления против призыва к сопротивлению и убеждению собравшихся, что наступают наши. "Со страстной речью выступил Филонович: "Эти "наши" несут трудящимся кровавые расправы, порабощение и смерть. Все, кто способен носить оружие – немедленно вливайтесь в ряды Красной гвардии! Не допустим поработителей Советского Приамурья!". Митинг закончился аплодисментами и возгласами одобрения большинства участников".
В школе работал учителем Евтихий Ефимович Рябуха. Среди передовой части учителей Приамурья и Приморья в 1917 году и в последующие годы он был известен как активный проводник в образование всего передового. В марте 1918 года был избран сначала заместителем, а затем – председателем Иманского уездного исполнительного комитета депутатов трудящихся. В 1922 году погиб в бою под Волочаевкой.
Имеется групповая фотография комсомольцев у стен школы перед отправкой на фронт в 1921 году.
После Гражданской войны заметный след в истории школы оставили учителя И.Е. Мариковский и А.П. Сичкарь. В ситуации послевоенной разрухи школьники учились, несмотря на то, что не было учебников, тетрадей, ручек, карандашей, мелков. Писали на случайных бланках, газетах лиловым соком из плодов черёмухи.
В 1924 году в школе организован первый в Вяземском районе пионерский отряд имени Розы Люксембург. Пионервожатой стала Мотина Валентина Алексеевна. На здании школы установлена мемориальная доска с текстом "В этом здании 1924 году был организован первый пионерский отряд имени Розы Люксембург".
На фронтах Великой Отечественной войны погиб 71 бывший ученик школы. В 1986 году на здании школы была установлена мемориальная доска Герою Советского Союза генералу-лейтенанту авиации Котляру Ф.П.
В честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны учеников перед зданием школы со стороны ул. Котляра в 1983 году на средства, заработанные учащимися средней школы № 20, установлен памятник в виде летящих журавлей (открыт 25 июня 1983 года), скульптор В.Ф. Бабуров (бывший ученик школы № 20).
Имена бывших учащихся, погибших в боях Великой Отечественной войны, носили пионерские отряды школы (имени Василия Ляпунова, Афанасия Лескова и др.). В 1977 году состоялось торжественное открытие памятной доски в честь пионерской дружины школы, носящей имя Героя Советского Союза К.С. Заслонова, бывшего служащего Вяземского паровозного депо. Много лет в школе активно работал штаб по патриотическому воспитанию школьников "Заслоновец".
В 2005 году на здании школы, на фасаде со стороны ул. Котляра установлена мемориальную доска с текстом: "Здесь учился кавалер ордена мужества военнослужащий Российской армии рядовой Науменко Максим Юрьевич. Погиб при исполнении воинского долга 12 июня 1995 года".
На угловой части юго-восточного фасада здания в год 80-летия со дня основания Вяземского муниципального района установлена мемориальная доска в честь Вороного Григория Харитоновича - отличника Народного Просвещения, ветерана педагогического труда, Почетного железнодорожника, директора школы.
Перестройки и утраты первоначального облика зданий.
Одноэтажное кирпичное здание церковно-приходской школы, было построено в 1899 году на красной линии первой улицы станционного поселка, сформированной параллельно железнодорожным путям. Представляло собой асимметричный в плане объем с несущими продольными и поперечными стенами, образующими планировочную структуру помещений различного функционального назначения - трех классных комнат, учительской, зального помещения, раздевалки, подсобного помещения, а также двух входных групп - со стороны улицы и двора. Здание в стиле эклектики с элементами декора лицевой кладки фасадов из красного кирпича, свойственными классицизму. Многоскатная вальмовая крыша большого выноса, поддержанного кобылками, с рядом дымовых труб формировали силуэт здания.
Протяженные асимметричные уличный юго-восточный и дворовый северо-западный фасады имеют некоторые различия в архитектурно-композиционном решении, оба торца здания - первоначально глухие. Средняя выступающая часть уличного фасада завершена треугольным фронтоном, разделена пятью равномерно и близко расположенными оконными проемами. Средняя выступающая часть дворового фасада более широкая, не имеет фронтона в завершении, разделена шестью оконными проемами. Левая фланговая часть юго-восточного фасада прорезана тремя равномерно расположенными проемами, а правая фланговая часть имеет выделенную в левом углу парадную входную группу в виде дверного проема, фланкированного узкими оконными проемами и справа ряд из четырех равномерно расположенных оконных проемов. Правая фланговая западающая часть дворового фасада узкая, в две оси близко расположенных оконных проемов. Левая часть северо-западного фасада равномерно разделена пятью проемами, из которых один проем (второй слева) дверной (дворовый вход в здание) - остальные проемы оконные.
Все оконные и дверные проемы с лучковыми перемычками. Декоративное оформление фасадов составляют огибающие лопатки, выделяющие углы здания и полурамочные наличники окон, в верхней части повторяющие форму лучковой перемычки, оформленные высоким замком со ступенчатым завершением. Боковые части полуналичников снизу имеют ступенчатый зубчатый край. Лопатки сверху декорированы накладной рамкой со ступенчатым низом с двумя зубцами. Оформление окон дополняют подоконные двухступенчатые полки со свесами по краям. В тимпане фронтона средней части уличного фасада - прямоугольное горизонтально-вытянутое окно с жалюзийной решеткой.
Здание железнодорожного собрания, построенное к 1917 году вдоль улицы, с небольшим отступом от нее, почти в 30 метрах от школы, переданное впоследствии для размещения высшего начального железнодорожного училища, было также одноэтажным, каменным, декорировано в стиле эклектики с элементами декора, свойственными классицизму и модерну в лицевой кладке фасадов из красного кирпича. Здание имело симметричный план с трехчастной объемной композицией, составленной повышенным средним объемом, разделенным продольной несущей стеной на два помещения, выдвинутым в большей степени в сторону двора, и симметричными боковыми крыльями с зальными помещениями. Средние выступающие части протяженных уличного и дворового фасадов с щипцовыми завершениями, выделены на флангах широкими рустованными лопатками, щипец на обоих фасадах украшен слегка выступающим накладным элементом, образующим полукруглую нишу по оси, со свисающим элементом в форме квадратной рамы. Накладные элементы в тимпане щипца с низу украшены зубцами.
Со стороны улицы в средней части фасада по оси был устроен дверной проем, фланкированный близко расположенными узкими оконными проемами, на флангах - по одному оконному проему. Средняя часть дворового фасада прорезана четырьмя оконными проемами, из которых средние сдвинуты друг к другу. Боковые западающие части уличного фасада равномерно прорезаны четырьмя оконными проемами. На дворовом фасаде западающая правая часть также равномерно прорезана четырьмя оконными проемами, в левой западающей части из четырех проемов три - оконные и один дверной (с правого края) - дворовый вход в здание.
Оконные проемы вертикально вытянуты, с выступающими перемычками с выделенным замком. Все углы здания выделены огибающими рустованными лопатками.
На фотографии 1920 года (периода японской интервенции) можно увидеть небольшое деревянное строение с примыкающей будкой часового, поставленное с небольшой сдвижкой от юго-восточного фасада здания постройки до 1917 г., использовавшегося под японскую казарму.
В настоящее время средняя часть юго-восточного уличного фасада здания постройки до 1917 года равномерно прорезана тремя оконными проемами. Справа и слева от осевого проема имеются следы закладки узких оконных проемов. Видны также следы закладки осевого дверного проема до уровня оконного проема. Возможно, над входом был устроен козырек. Период данной реконструкции не установлен. Однако по типу кирпича закладки проемов можно сделать вывод о вероятности данных работ в 1924 году, когда в обоих зданиях была размещена единая школа с последовательным счетом обучения (7 классов) - "Вяземская железнодорожная школа семилетка".
На фотографии начала 1930-х годов видно, что со стороны двора к северо-восточному крылу здания (до 1917 года) сделана деревянная пристройка. В 1939 году на дворовой территории школы построено двухэтажное кирпичное здание под общежитие железнодорожного училища. В 1962 –1963 годах оба здания дореволюционной постройки соединены одноэтажным встроенным объемом. Между этими соединенными зданиями и 2-х этажным общежитием было построено новое типовое здание школы с двумя большими спортивными залами, объединившее все здания в единый школьный комплекс.
В результате сооружения встроенного объема между историческими зданиями были утрачены торцовые фасады: на здании 1899 года постройки - северо-восточный; на здании постройки до 1917 г. юго-западный. В связи с сооружением перехода в новый корпус почти полностью утрачена средняя выступающая часть дворового северо-западного фасада здания постройки до 1917 года, изменена конфигурация крыши. В связи с подведением центрального отопления с крыш обоих зданий убраны дымовые трубы, что в значительной степени объеднило силуэт зданий. К изменению первоначального облика исторических зданий привела также замена деревянных оконных блоков с первоначальной расстекловкой переплетов на типовые, пластиковые, белого цвета оконные блоки.
В интерьерах обоих зданий частично сохранились потолочные карнизы сложной профилировки.