Какой дизайн-код у нашего города?
Во многих городах России уже начали появляться документы, которые регламентируют детали оформления городских пространств - дизайн-коды.
Подробнее, что такое дизайн-код, можно посмотреть здесь https://strelka.com/ru/magazine/2017/01/19/vocabulary-designcode
В России дизайн-коды уже работают в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Саратове, Воронеже и Чайковском. Здесь уже начали избавляться от навязчивой или уродующей городскую среду рекламы. В процессе принятия регламенты в Ижевске, Калининграде, Челябинске и других городах.
Состояние наружной рекламы нашего города и, особенно, его центральной исторической части, остро нуждается в подобном дизайн-коде, в регламентации. Огромные билборды и щиты на металлических опорах, размещенные стихийно и без учета особенностей среды исторического центра, соперничают с памятниками архитектуры за доминирование и внимание горожан, и побеждают! Историческая среда теряет свою архитектурную ценность и визуальную чистоту, вследствие внедрения в нее визуального шума.
Объект культурного наследия «Дом жилой Таболова С.Д., до 1912 г.» по ул. Калинина, 72 после завершенной в 2017 году реставрации
Нарушая
восприятие памятников истории и архитектуры и экранируя их, устанавливаются
рекламные щиты на территориях и в охранных зонах объектов культурного наследия.
Памятник истории «Здание, где в 1922 году в редакции газеты «Тихоокеанская звезда» работал русский писатель Аркадий Петрович Гайдар», ул. Калинина, 86
Объект культурного наследия «Дом жилой Исакова Г.К., до 1912 г.» по ул. Калинина, 92
Памятник архитектуры «Дом жилой
В.Я. Кровякова, 1913 г.», ул. Дзержинского, 28,
(наилучшая видовая точка обзора – перекресток ул. Дзержинского и Уссурийского бульвара).
Не очень хороший код получается!
Проблема беспринципного размещения огромных вывесок, в том числе на исторических улицах, в зонах видимости памятников архитектуры, ‑ не уникальный случай Хабаровска, она характерна для большинства российских городов.
Действительно ли необходимо, жертвуя обликом города, устанавливать в самом его центре подобные сооружения (да побольше!), чтобы решить коммерческую задачу или привлечь внимание к социальной проблеме?
Проводя исследования в целях создания дизайн-кодов, их разработчики (КБ "Стрелка", студия Артемия Лебедева) отмечают, что бизнес уделяет большее внимание размерам вывесок, а качество услуг уходит на второй план. В результате того, что каждый из предпринимателей старается быть заметнее и установить рекламу больше, чем у соседа, образ улицы трансформируется до неузнаваемости.
«Это стало одной из причин, которая привела к оттоку горожан с улиц в торговые центры. Моллы успешно имитируют качественную городскую среду и, таким образом, предлагают клиентам то, что те не получают на улицах. Сложилась парадоксальная ситуация: владельцы магазинов сами лишили себя покупателей. В то же время и город не может полноценно развиваться, если люди не хотят находиться на его улицах.»
(https://sib.fm/articles/2017/06/28/zachem-nuzhen-dizajn-kod-objasnjaem-na-primere-saratova)
Хорошо оформленные улицы притягивают людей, которые готовы гулять и тратить деньги. А это, в свою очередь, оживляет район и развивает средний и малый бизнес в его пределах.
«Технически для применения дизайн-кода по всей России ничего не нужно. Всё зависит от личной готовности муниципалитетов проделать такую работу. Конечно, ничего не мешает активистам сделать документ, а потом прийти в мэрию и договориться о реализации. Но недостаточно просто принять его. Муниципалитет действительно должен быть заинтересован, так как нужно проверять исполнение, осуществлять демонтаж не соответствующих коду вывесок, отслеживать ошибки. Это необходимые условия для того, чтобы дизайн-код начал давать результаты по всей стране.» (https://strelka.com/ru/magazine/2017/01/19/vocabulary-designcode)
К счастью, у нашего муниципалитета такая готовность есть!
Согласно информации официального сайта администрации города Хабаровска, 27.06.2017 депутаты Хабаровской городской думы проголосовали за внесение изменений в Положение о порядке размещения рекламных конструкций на территории краевого центра. В Хабаровске скоро исчезнут рекламные «растяжки» через дорогу, а промощиты вдоль дорог будут установлены согласно ГОСТу. Изменениями запрещена и наружная реклама на решетчатых заборах вокруг парковых зон и городских скверов. Причем на подобных оградах власти запретят вешать даже социальную рекламу. (https://www.khabarovskadm.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=741816&sphrase_id=1491655)
Без комментариев:
Далее публикуем еще несколько фотографий с установкой рекламных щитов в охранной зоне объектов культурного наследия.
8.Объект культурного наследия «Дом доходный А. Мустахитдинова», 1908 г.», Уссурийский бульвар, 9
9.Объект культурного наследия «Дом жилой», 1950-е гг.», ул. Волочаевская, 153
10.Объект культурного наследия «Дом доходный Ф.В. Чудинова», до 1900 г.», ул.Дзержинского, 60
Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края разработаны МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проектированию и размещению информационных конструкций и вывесок на объектах культурного наследия, а также на зданиях и сооружениях, расположенных в охранной зоне, зоне регулируемой застройки г. Хабаровска, г. Комсомольска-на-Амуре, г. Николаевска-на-Амуре Посмотреть