Парки города Комсомольск-на-Амуре
30.06.2017
Комсомольску-на-Амуре исполнилось 85 лет.
Сейчас – это крупный промышленный центр Хабаровского края и Дальнего Востока. По численности населения Комсомольск в ДВФО уступает лишь Хабаровску и Владивостоку. На его долю приходится пятая часть населения Хабаровского края и третья часть городского населения края. Город протянулся вдоль Амура более чем на 30 км. А всего-то 85 лет назад на этом месте была тайга, небольшое, в одну улицу, село Пермское – с одной стороны р. Силинки, и нанайское стойбище Дзёмги – с другой.
Комсомольск-на-Амуре является ярким примером города советского времени. Как и множество городов, основанных в период индустриализации страны, он начинался со строительства промышленных предприятий, по специальному правительственному решению.
В Комсомольске градообразующими стали два оборонных завода: судостроительный и авиастроительный. Они строились одновременно в двух разных местах: судостроительный ‑ в районе села Пермского (Правосилинский район), авиастроительный ‑ на месте нанайского стойбища Дземги (Левосилинский район). К строительству приступили практически сразу после принятия решения о нем, без генерального плана, без серьезной подготовки.
В последующие годы в городе было начато строительство и других заводов: "Амурсталь" и "Амурлитмаш", завода по производству свинцовых стартовых аккумуляторов и некоторых других.
Каждая строительная организация выбирали площадки для застройки без увязки с общим планом строительства, из расчета своих ведомственных интересов, проводя сплошные вырубки лесонасаждений. Поэтому первые годы строительства были периодом сплошного штурма, героического труда, а также и градостроительных ошибок.
Но уже в начале 1939 года был утвержден первый генеральный план г. Комсомольска-на-Амуре.
К 1930-м годам градостроительная наука страны стала поистине передовой, выработав новые методы и формы организации территорий и городской среды, которые отражали изменения политического строя, социально-экономического уклада и стремление к созданию нового социалистического города, города для людей, "идеального города" – организма, функционирующего по продуманной, рациональной схеме. Город рассматривался как единое целое, в котором рационально располагались его основные части: производство, транспорт, энергетика, управление, культура, спорт и просвещение, делился на соответствующие зоны. Этот принцип функциональной организации территории становился основой планировки новых советских городов.
Жилая зона планировалась и строилась как единое хозяйство социалистического типа, обеспечивающее все необходимые условия для удовлетворения коммунальных, бытовых и культурных нужд населения. Открытые пространства ‑ площади и проспекты ‑ как общественные форумы, в том числе предназначенные для проведения народных праздников, демонстраций и парадов. Значимые общественные здания – Дома Советов, Дворцы культуры ‑ располагались на площадях. На них ориентировали перспективы широких улиц. Приоритет отдавался прямым проспектам. В структуру города обязательно была включена система парков и скверов.
Парк культуры и отдыха как особый тип
парка появился в конце 20-х гг. и выражал идеалы будущего коммунистического
общества. Его появление было обусловлено задачами приобщения строителей нового
социалистического общества к новой советской культуре.
После открытия в Москве в 1928 г.Центрального парка культуры и отдыха им. А. М. Горького (ЦПКиО) подобные парки культуры и отдыха стали появляться по всему Советскому Союзу. Наряду с центральными парками культуры и отдыха появлялись районные парки, парки культуры и отдыха при заводах и комбинатах.
В парке велась политическая пропаганда, оздоровительная и спортивная работа, военно-патриотическое и культурное воспитание, популяризация науки и техники, проводились соревнования, игры, встречи с ветеранами, лекции.
Наряду с новым идеологическим содержанием, советские парки культуры и отдыха в организации планировочной и функциональной структуры имели черты традиционных парков и садов прошлого: крестообразное расположение главных аллей парка, типичное для монастырских садов; масштаб, открытость, регулярная планировка, фонтаны и скульптуры, характерные для парков эпохи классицизма; особое сочетание регулярной и пейзажной планировки, характерные для русских усадеб XIX века; платные развлечения (аттракционы, цирки, кинотеатры и т. п.), типичные для западноевропейского городского общественного парка конца XIX – начала XX века.
На практике новые города при крупных промышленных предприятиях росли быстро, рывками, не располагая финансами и временем для стабильного и последовательного развития городской и культурной среды.
Генплан Комсомольска-на-Амуре 1939 года стал проектом первого образцового "города социалистического будущего" на Дальнем Востоке, в полной мере отражая последние тенденции. Для него характерны: четкое функциональное зонирование, регулярная планировка с периметральной застройкой кварталов, развитая планировочная композиция, включающая систему площадей, проспектов и парков. Он стал основой архитектурно-планировочного каркаса города и, хотя застройка в последующем складывалась в некоторых случаях стихийно, трассировка улиц, разбивка площадей и парков, осуществлены в точном соответствии с проектом и сохраняются по сей день.
Четыре парка города с 1998 г. числятся в перечне выявленных объектов культурного наследия Хабаровского края как памятники ландшафтной архитектуры: "Парк "Центральный" (современное название "Судостроитель"), 1953 г., "Парк "Строитель", 1938 г., "Силинский парк", 1950-е гг.,"Парк им. Ю.А. Гагарина", 1940-е гг.
История создания парков неразрывно связана с историей создания и развития самого г. Комсомольска-на-Амуре. Все они основаны во второй половине 1930-х гг. в соответствии с "Эскизом Генерального плана" 1934 года и первым генеральным планом 1939 года.
За исключением Силинского, все создавались как ведомственные, проектировались по существовавшей тогда традиции в комплексе с другими объектами соцкультбыта крупных предприятий, рядом с их домами (Дворцами) культуры. Сформировались и приобрели законченный образ и стилистические черты, свойственные советской неоклассике, на рубеже 1940-1950-х годов.
"Силинский парк, 1950-е гг.", Комсомольское шоссе.
Центральный парк культуры и отдыха г. Комсомольска-на-Амуре генеральным планом 1939 года был предусмотрен на территории Силинского леса - участка тайги площадью более 500 гектар, оставленного на левом берегу реки Силинка нетронутым при строительстве города. Он разделял город зеленым массивом на два района: Центральный Комсомольск (Центральный район) и районный центр «Дземги» (Ленинский район).
Весной 1941 года была предпринята попытка организации Силинского парка. Был объявлен конкурс на лучший проект Центрального парка культуры и отдыха. В конкурсе принимали участие два проекта: первый под девизом "ЦПКО имени В.И. Ленина", второй под девизом "18 в пятиконечной звезде" (в честь 18-й партийной конференции).
Оба варианта страдали излишней регулярностью, масштабностью и бездушным отношением к природе, и не были приняты к реализации.
Во время Великой Отечественной войны Силинский парк подвергался вырубке и раскорчевке, его участки использовались под огороды. Война приостановила темпы жилищного и культурно-бытового строительства. Все силы были брошены на завершение строительства промышленных предприятий. В послевоенный период в результате резкого отставания жилищного и культурно-бытового строительства в г. Комсомольске-на-Амуре создалось тяжелое положение с жильем для рабочих, служащих и инженерно-технических работников. Возникла необходимость разработки нового генерального плана города.
К работе над ним приступили уже в 1945 г. (архитекторы Ленинградского отделения "Госстройпроекта" во главе с Б.Н. Баныкиным). И снова разработки предусматривали создание парка культуры и отдыха на левом берегу Силинки, по описанию главного инженера проекта П.К. Фетисова: "крупнейший в Советском Союзе, площадью в 500 га. Он будет изобиловать скульптурами, ажурными мостами, павильонами, киосками, эстрадами. Трудящиеся города найдут здесь все необходимое для культурного отдыха…"
В 1947 г. году на территории парка был создан Лесопитомник (будущий памятник природы "Силинский лес"). В 1983 году часть его площадью 50 гектаров была объявлена памятником природы городского значения, названа "Силинским лесом" и передана Комсомольскому государственному заповеднику под организацию природного дендрария. А в 1997 году "Силинский лес", учитывая природоохранное, научное, рекреационное и эколого-просветительское значение, был объявлен памятником природы краевого значения.
И сейчас Силинский парк остается любимым местом отдыха горожан, в южной его части, у пересечения реки Силинка Комсомольским шоссе, находится одноименная база отдыха, где проводятся в том числе массовые мероприятия и гуляния. Но планы по созданию здесь Центрального парка культуры и отдыха Комсомольска-на-Амуре так и не были осуществлены.
"Парк "Центральный", 1953 г.", ул. Аллея Труда.
История парка "Судостроитель" началась в 1935 году ‑ в июне на общегородском субботнике в границах улиц Аллея Труда, Кирова, Краснофлотская и пр. Мира был заложен сад "Ударник", посажены деревья. Несмотря на то, что еще три года назад на этом месте стояла вековая тайга, бесплановая ее раскорчевка привела к тому, что площадка под будущий парк была совершенно голой.
До Великой Отечественной войны развитие
парка шло медленно, средства на него выделялись незначительные. Война и вовсе
приостановила темпы жилищного и культурно-бытового строительства. Тем не менее,
в 1941 г. были возведены основные парковые строения – летний кинотеатр,
эстрада, спортзал, туалет, трансформаторная подстанция, а в 1944 г. был
достроен Дворец культуры Судостроительного завода (выявленный объект
культурного наследия), Дом Советов (объект культурного наследия регионального
значения). К этому времени парк уже имел ограждение из металлических решеток и кирпичных
столбов, соответствующее современному его виду.
В 1947 г. на пересечении ул. Кирова и Аллеи Труда (ул. Кирова, 27) построен кинотеатр "Комсомолец" (объект культурного наследия регионального значения). К 1948 г. сюда, к благоустроенным улицам Пионерской и Аллее Труда переместился центр города. В 1948 году сад "Ударник" был расширен и благоустроен. По проекту главного архитектора города И.Д.Тимохина и художника Г. Цивилёва с 3-х сторон возвели парадные входные группы с арками, разбили аллеи, устроили фонтаны. Парк приобрел свой настоящий облик.
Парк был открыт после реконструкции 8 августа 1948 г. Этому событию была посвящена целая страница газеты "Сталинский Комсомольск" за 10.08.1948 (статья К. Федорова "Парк судостроителей открыт"). Открытие парка отмечалось как праздник в массовом гулянии участвовало 15 тыс. человек. Недостаток деревьев компенсировался обилием (около 40 тысяч) высаженных к этому дню цветов.
В статье подробно описано архитектурное и декоративное решение входных групп и, что особенно ценно ‑ росписи (в технике сграффито) фризов пилонов, павильонов и столбов ограждения, утраченные к настоящему времени.
Все входные группы имели симметричную композицию, были выполнены в стилистике советской неоклассики, с использованием общих декоративных приемов, но со своими отличительными чертами.
Восточные ворота парка (с ул. Кирова) решены как пропилеи, изогнутые в форме скобы и раскрытые к улице Кирова, и составленные двумя 12-ти колонными портиками и широкой центральной аркой.
Южные вороте (с Аллеи Труда) оформлены высокими центральными пилонами и арками. Северные ворота парка (с ул. Краснофлотской), имеют наиболее скромное оформление, представляя собой упрощенное и уменьшенное отражение южных.
В конце 1940-х гг. территория парка была практически лишена деревьев за исключением редких молодых саженцев, благодаря чему фотоматериалы тех лет дают представление и о планировочном решении. Роль партеров парка выполняли две крестообразно пересекающиеся аллеи. Место их пересечения акцентировано круглой площадью. Поперечная аллея, соединяя южные и северные ворота, продолжала линию ул. Пионерской. Для усиления эффекта перспективы ширина продольной аллеи постепенно уменьшалась по мере удаления от восточных ворот.
Центральную круглую площадь
концентрически огибала круговая дорожка, вдоль которой были установлены стенды
с портретами, вероятно передовиков производства. Вдоль аллей стояли фонари.
В центре круглой площади был сооружен фонтан (скульптор Боровиков) со скульптурой в центре. Скульптура, изображающая мальчика с рыбой на пьедестале в виде скалы, ‑ одна из вариаций на тему фонтана "Юноша с осетром" художника Алексея Ильича Тенеты. На продольной аллее сооружены три фонтана, имеющие плоскостное решение в виде водных партеров с утопленными в газон чашами.
Фонтан в центре круглой площади не действует.Чаша и скульптура находятся в крайне неудовлетворительном техническом состоянии.
На территории парка до сих пор расположены
три первоначальных здания, летняя эстрада (в перестроенном виде), танцплощадка
и одна из спортплощадок. Других исторических объектов на территории парка не
сохранилось, как и первоначальных фонарей, беседок, парковой мебели и проч.
Несмотря на отдельные изменения и утраты, Парк "Центральный" в значительной степени сохранил свою территорию, ограду, входные группы, основу планировочной структуры, типологические черты парка культуры и отдыха советского периода и стилистические признаки архитектуры советской неоклассики. Имеет важное градостроительное значение, участвуя в формировании фронта улиц Кирова, Краснофлотской и Аллеи Труда и создавая зеленую зону в историческом центре Центрального округа города Комсомольска-на-Амуре.
"Парк "Строитель", 1938 г., ул. Красногвардейская, 35.
Парк, имеющий современное название "Строитель", располагается в границах ул. Красногвардейской, Октябрьского проспекта, ул. Севастопольской и Красноармейской. Связан с историей формирования важного архитектурно-композиционного узла планировочной структуры исторического центра г. Комсомольска-на-Амуре - площади им. В.И. Ленина.Местоположение парка напрямую связано с Домом Красной Армии, возведенным в период с конца 1936 до 1939 года на пересечении улицы Красногвардейской и Октябрьского проспекта. Дом Красной Армии - ДКА (со зрительным залом на 600 мест) - первое капитальное здание клуба в городе. Построено военными строителями по проекту проектной мастерской Моссовета. Открыт 7 ноября 1938 года. Одновременно со строительством клуба, в 1938 г. был устроен и парк Дома Красной Армии, оборудованный электроосвещением, кинотеатром, летним театром, и спортивными площадками.
В 1949 году здание Дома Красной Армии было передано Стройтресту № 6 и стало называться Клубом "Строителей". Одновременно Стройтресту №6 был передан и парк, который стал называться Парком строителей.
Стройтрест № 6 являлся ведущей строительной организацией Комсомольска-на-Амуре, был третьим предприятием в городе по численности работающих после судостроительного и авиационного заводов.
Формирование парка происходило в два этапа: в 1938 году, когда были обозначены границы парка и его ведомственная принадлежность Дому Красной Армии, и в 1949 году, когда он был реконструирован и приобрел архитектурно-художественный облик и стилистические черты, свойственные советской неоклассике, когда окончательно сложилась планировочная структура, пространственная и ландшафтная организация
В газете "Сталинский Комсомольск" №100 от
24.05.1949 сообщалось: "Парк строителей по улице Красногвардейской
существует свыше десяти лет. Однако этот уголок, расположенный в центре города,
не был местом повседневного отдыха трудящихся. Несколько узких аллеек, в
беспорядке посаженные деревья и кустарники, пришедшая в негодность спортивная
площадка, вызывали уныние у отдыхающих. В этом году строители решили сделать
свой парк местом культурного отдыха и развлечений. Сейчас здесь ведутся большие
благоустроительные работы. Производится полная перепланировка, расширяются
аллеи. Строится танцевальная площадка, укомплектовывается спортивный инвентарь.
Оборудуются павильоны и киоски....". Также сообщалось о том, что
завершается отделка портиков главного входа в парк, устанавливаются скульптуры.
Скульптуры установлены со стороны улицы по оси каждого портика – с правой
стороны краснофлотца с винтовкой за спиной, с левой - вооруженного
красноармейца.
Парк имел план в виде прямоугольника со срезанным северо-восточным углом, по оси которого размещался объем клуба, построенный в 1938 году в лаконичных классицистических формах. Срезанный угол парка представлял северо-восточный "фасад" площади им. Ленина.
Напротив парадного входа в парк "Строитель" расположено одно из самых выразительных зданий города – "Здание управления строительного треста" (памятник архитектуры регионального значения по ул. Красногвардейская, 34), 1954-1958 гг.
Внешний облик и градостроительное окружение
парка со стороны улиц Красногвардейской и Октябрьского проспекта, в основном,
не изменились до настоящего времени.
Парк "Строитель", в неразрывной композиционной связи со зданием клуба, стал неотъемлемой частью градостроительного комплекса площади им. В.И. Ленина.
"Парк им. Ю.А. Гагарина", 1940-е гг., ул. Советская.
Достоверных сведений об истории строительства парка в поселке Дземги не выявлено. Строительство авиационного завода было засекречено. Газетных заметок периода 1930-1950-х годов, освещающих обустройство поселка при заводе № 126, в том числе, парка, практически, не было.
Известно, что автор проекта "Схемы распределения территории г. Комсомольска-на-Амуре" (утверждена в 1937 г.) Данчич, прибывший в Комсомольск-на-Амуре в 1936 году, еще на месте выдал горсовету разбивочный чертеж застройки поселка Дземги, где была определена планировочная структура центральной части, включающая местоположение парка и главных улиц.
Из воспоминаний первостроителей известно, что строительство городского парка в поселке Дземги начато 1 апреля 1937 года в лесном массиве, недалеко от авиационного завода. Принимали участие строители города и завода, военные, обозначили участок тайги под будущий парк и прорубили первые аллеи. К началу 1950-х годов парк был обнесен невысоким деревянным забором. Вход организован с ул. Калинина. К середине 1950-х годов в парке уже были скамейки. Оборудовали детскую, танцевальную с оркестровой верандой, волейбольную и баскетбольную площадки. Были оборудованы площадки для игр: домино, шашки и шахматы. Шашки и шахматы можно было взять напрокат в читальном павильоне, который размещался на центральной аллее парка. В парке был оборудован Летний театр с большим зрительным залом, сцена позволяла летом выступать и артистам Хабаровской оперетты, и заезжим гастролёрам. Возле Летнего театра располагался фонтан простой формы. Парковые аллеи оживили статуями: лётчик с планшетом, дискобол, девушка-спортсменка с теннисной ракеткой и мячом и скульптурной группой – лебеди".
В конце 1950-х годов в парке появились первые аттракционы. 25 апреля 1961 года решением исполнительного комитета Комсомольского-на-Амуре городского совета депутатов трудящихся парк культуры и отдыха посёлка Дзёмги назван именем Героя Советского Союза Ю.А. Гагарина. В июне 1967 года Ю.А.Гагарин во время своего приезда на празднование 35-летия Комсомольска посадил в этом парке дерево.
Из материалов технической инвентаризации известно, что в 1959 г. на территории парка находились следующие объекты: стадион, летний кинотеатр; терраса, фонтан, тир, тир пневматический, танцевальная площадка, баскетбольная площадка, две детских площадки, городошная площадка, лабиринт, три карусели, качели, летний читальный зал, павильон прохладительных напитков, раздевалки, сторожки, трансформаторная будка, уборная.
Парадный вход, оформленный порталом с примыкающими сплошными стенками ограждения, находится со стороны ул. Советской. От него лучами расходятся две аллеи. В середине центральной аллеи ‑ круглая площадка с фонтаном.
К востоку от нее – большая площадь перед Летним театром.
На территории сохранились первоначальные фонари.
Во втором квартале 2017 года экспертами КГБУК "НПЦ по ОПИК" выполнена проведена государственная историко-культурная экспертиза выявленных памятников ландшафтной архитектуры, заключения которой послужат обоснованием принятия решения о включении (не включении) парков в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации.