"Памятники деревянного зодчества. Прошлое и будущее."
Архитектурный образ застройки исторического Хабаровска формировался на гребнях трех холмов, где располагались каменные одно - двухэтажные здания. На склонах холмов велась застройка деревянными одно - двухэтажными зданиями, часто воздвигнутыми на высоком кирпичном цоколе или с каменным первым этажом.
Деревянные срубы украшались резными подзорами и наличниками окон, башенками и мезонинами, в традиционных формах деревянной городской архитектуры или с явным влиянием модерна. Объемно-пространственное решение деревянных зданий, расположенных во фронте застройки более значимых улиц, соответствовало установленным градостроительным принципам – акцентирование углов на пересечении улиц, создавая активный силуэт и проработанность деталей, воплощенных в деревянном кружеве.
С годами облик Хабаровска менялся. Город строился, расширялся. Активная застройка склонов холмов в 70-е годы ХХ века привела к уничтожению большое количество деревянных зданий, постройки начала ХХ века. К концу 80-х годов в Хабаровске оставались только отдельные нетронутые участки исторической застройки по улицам Истомина, Комсомольской, частично по улице Тургенева.
Точечная застройка, которая активно ведется в последнее время, полностью изменила облик города, врезаясь в исторические архитектурные ансамбли, подавляя их своей массивностью. Выгодность такой застройки ставится на первое место застройщиками и проектировщиками, которые зачастую не учитывают регламенты зон охраны объектов культурного наследия. Памятники деревянного зодчества наиболее уязвимы в конкурентной борьбе за земельные участки в центре нашего города.
Очень часто можно наблюдать картину: во дворе элитной высотки стоит полуразрушенный, полуобугленный деревянный домик. На фоне новостроек забываются некогда существовавшие его резные наличники, возвышающиеся окна мансарды с пропильным декором, карнизы, богато украшенные выразительным деревянным кружевом. Сохранилось именно такое описание памятника деревянной архитектуры, выполненного в традициях народной архитектуры с влиянием форм классицизма, «Жилой дом Н.А. Колышкина, до 1912 г.», по ул. Комсомольская, д. 72а. К сожалению сохранилось только описание и проект реставрации, который был выполнен еще до того, как здание было приведено в руинированное состояние. Возможно, ли воссоздать его в первоначальном виде? Будет ли воссозданное здание памятником - сложный вопрос. О реставрации уже не может идти речи, материальная структура здания – его конструктивные и декоративные элементы утрачены, виновники многочисленных поджогов этого здания не найдены.
Примерно такая же судьба постигла бывший жилой дом чиновника Федора Григорьевича Круговского, расположенного по адресу: ул. Истомина, д. 18. Это был один из самых интересных деревянных жилых домов города, сочетающий в своей архитектуре элементы модерна и народные мотивы в пропильном декоре. Необычное круглое окно на втором этаже и остекленный мезонин остались теперь только на фотографиях. Крепкое здание страдало от неоднократных пожаров, и сегодня пока еще стоит, обугленное, в куче мусора, на фоне высоток. По инициативе краевых властей здание еще до его разрушения было изучено, обмерено, выполнен проект реставрации. Но также, как в случае со зданием по ул. Комсомольской, 72а реставрация в полном смысле этого слова уже не возможна, возможно воссоздание, имеющейся документации достаточно для вполне достоверного, обоснованного воссоздания здания в его первоначальном виде.
«Расчистка» земельных участков от зданий-памятников – это одна из проблем их исчезновения. Другая проблема в том, что многие деревянные здания в советский период превратились в многоквартирные дома «барачного типа». Несуразные перепланировки, жуткие пристройки исказили облик здания, десятилетиями в них не проводились даже текущие ремонты, не говоря о капитальных работах и обследованиях. В результате в крайне плачевном состоянии находятся дома по переулку Дъяченко 5 и 7, по ул. Дзержинского, д. 63, по ул. Истомина, д. 2, по ул. Запарина, д. 96.
Сегодня почти все деревянные здания нашего города нуждаются не только в косметическом ремонте, но и в комплексе ремонтно-реставрационных работ. Сохранение историко-культурной ценности деревянной архитектуры, сохранение подлинности деталей, резьбы с минимальным вмешательством является основной задачей реставрации.
Все стадии реставрации - это очень сложный, длительный и кропотливый процесс, требующий высокого профессионализма, не допускающий спешки, которая влечет за собой невнимательность и халатность. Перед началом реставрационных работ проводится обследование несущих конструкций здания по зондажам и шурфам, выполняются обмерные чертежи с фиксацией всех декоративных элементов. На основании обследований и актов технического состояния здания памятника оформляется задание на разработку научно-проектной документации, в которой отражаются все этапы ремонтно-реставрационных работ. В дальнейшем документация проходит согласование в министерстве культуры Хабаровского края, и получается разрешение на проведение ремонтно-реставрационных работ.
Зачастую процесс изучения, исследования, проектирования и корректировки проектных решений на памятниках архитектуры не заканчивается к началу реставрационных работ, а сопутствует им до конца, иногда продолжается и после их окончания. При осуществлении реставрации стоит задача максимального сохранения подлинных элементов памятника, их лечения, даже в тех случаях, когда проще было бы выполнить заново. В огромном большинстве случаев появляется необходимость возрождения и применения старых, давно вышедших из современного употребления технологий и материалов.
Иногда приходится воссоздавать утраченные элементы, а то и сами деревянные здания. В этом случае необходимо детально изучить архивные материалы, фотографии, просмотреть имеющиеся аналоги. При воссоздании так же необходимо учитывать характер материала, породу древесины, технологию ее обработки.
Только при комплексном взаимодействии всех представителей реставрационного процесса: проектировщиков, заказчиков, подрядчиков и органов охраны культурного наследия – здание-памятник получит вторую жизнь.
Проблема сохранения культурного наследия
вообще и, в особенности, деревянной застройки очень остро стоит не только для
нашего города. Еще более остро она звучит в городах Сибири, в средней полосе
России, где идет борьба за сохранение деревянных зданий 17, 18 веков, где
деревянная застройка преобладала в центрах исторических городов. В настоящее
время прослеживается тенденция в российском законодательстве к ужесточению мер
ответственности собственников зданий, которые являются объектами культурного
наследия, возможно, это позволит и нам сохранить и воссоздать те отдельные
уникальные для Хабаровска постройки, которые придают нашему городу своеобразие
и колорит.