С праздником!
18 апреля отмечается Международный день памятников и исторических мест.
Коллектив КГБУК «НПЦ по ОПИК» поздравляет с праздником коллег, работающих в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия, читателей нашего сайта, всех, кому небезразличны история и культура нашего края и всей России.
Этот день был установлен в 1983 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) созданной при ЮНЕСКО. Цель этой инициативы – привлечь внимание широкой общественности к культурному наследию, напомнить, что оно нуждается в постоянной заботе и защите. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом.
В 1972 году на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция о защите всемирного культурного и природного наследия, согласно которой государства - участники Конвенции, стремятся проводить общую политику, направленную на придание культурному и природному наследию определённых функций в общественной жизни и на включение охраны этого наследия в программы общего планирования. Участники обязаны:
-учреждать на всей территории службы по охране, сохранению и популяризации культурного наследия, располагающих соответствующим персоналом и средствами, позволяющими выполнять возложенные на них задачи;
- развивать научные и технические разработки и исследования и совершенствовать методы работы, позволяющие государству устранять опасности, угрожающие ему;
- принимать соответствующие юридические, научные, технические, административные и финансовые меры для выявления, охраны, сохранения, популяризации и восстановления этого наследия;
- содействовать созданию и развитию национальных центров подготовки кадров, а также поощрять научные исследования в этой области.
Российская Федерация присоединилась к Конвенции в 1989 году.
К настоящему времени действует система международных правовых норм в области охраны памятников истории и культуры. Российская Федерация является участником всех основных конвенций по вопросам охраны культурного наследия в рамках ЮНЕСКО и Европейского содружества.
В 2017 году 24 марта Совет Безопасности ООН принял первую в своей истории резолюцию, целиком посвященную проблеме уничтожения и расхищения исторических памятников и археологических объектов, а также контрабанды предметов, которые представляют культурную или религиозную ценность. Документ поддержали все 15 стран – членов Совета Безопасности, в том числе Россия. Это говорит о том, насколько остро стоит во всем мире проблема сохранения культурного наследия.
Перед любой страной, имеющей свою историю и традиции, неизбежно встает задача защиты ядра своей национальной и духовной культуры, что невозможно без государственной культурной политики.
Поэтому общее предназначение культурной политики – способствовать формированию такой ситуации, когда культура обладает в глазах общества безусловной ценностью, привлекательностью и является предметом устойчивой жизненной потребности большинства граждан. О последовательной культурной политике государства можно говорить только в том случае, если определены ее приоритеты и стратегия, существует необходимая законодательная база, организационно-финансовый механизм реализации.
Охрана
культурного наследия ‑ одно из основных направлений культурной политики.
В России дело охраны памятников зародилось в XVIII веке, начиная с выявления и фиксации российских древностей на основе первых указов Петра I.
В 1826 г. был издан Циркуляр Министерства внутренних дел гражданским губернаторам «О доставлении сведений об остатках древних зданий и воспрещении разрушать оные». Это была по сути правительственная программа по выявлению информации об объектах российской старины. В короткое время были собраны сведения, которые стали основой подготовки первого списка древних отечественных памятников (более 4 тыс. объектов).
В
1834 г. правительство издало постановление, согласно которому никто не имел
права производить раскопки на землях общественных и казённых. Это был первый
шаг в сторону государственного контроля всех археологических работ.
В XIX в. в России отсутствовал специальный закон об охране памятников старины, но при этом государство старалось регламентировать сохранность отдельных уникальных объектов. Была целая серия императорских указов, касавшихся Коломенского кремля, Китайгородской стены.
Проблемы
сохранения памятников старины отразились и в общероссийском законодательном
документе — «Строительном уставе». Устав строжайше запрещал разрушать остатки древних
зданий и крепостей, за их сохранностью должны были следить губернские власти.
Со второй половины XIX в. в российском обществе всё острее ощущалось отсутствие специального закона об охране памятников старины, и в 1911 г. был вынесен на обсуждение в Государственную думу итоговый документ работы комиссии по пересмотру действующих постановлений об охране древних памятников ‑ «Положение об охране древностей», но не было принято Государственной думой.
Первым законодательным актом в истории охраны памятников советского периода был декрет Совета Народных Комиссаров от 7 января 1924 г. «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы», по которому исполнительным комитетам вменялось в обязанность следить за тем, чтобы «городища, курганы, могильники и прочие места, представляющие историческую ценность, не распахивались, не раскапывались в каких-либо хозяйственных целях, а в окружности памятников оставалась бы неприкосновенной охранная полоса от одной сажени и более, в зависимости от размера и значения памятника.
В
1933 году издано совместное Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об охране
исторических памятников», запрещающее их слом и переделку.
В
1941 году при Комитете по делам искусств СНК СССР создана Комиссия по охране
памятников искусства, на которую возложен учет разрушений и повреждений,
причиненных им в связи с начавшейся Великой Отечественной войной, а также
разработку и принятие мер сохранения.
Важным
законодательным актом стало постановление Совета министров СССР от 14 октября
1948 г. «О мерах улучшения охраны памятников культуры», которым утверждено
Положение об охране памятников культуры. В указанном Положении большое внимание
уделялось классификации памятников, совершенствованию методов реставрационных
работ, организации специальных научно-реставрационных мастерских, выделению
средств для поддержания памятников.
В 1960 году постановление «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР». Последним постановлением утверждены списки памятников истории и культуры общероссийского значения, а также предусмотрена программа мероприятий по их сохранению.
Законодательным
документом, определившим основные положения в области охраны памятников в СССР
явился Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры»,
принятый Верховным Советом СССР 29 декабря 1976 г. Постановлением Совмина СССР
от 16 сентября 1982 г. №865 утверждено «Положение об охране и использованию
памятников истории и культуры», на основании которого разработана и утверждена
приказом Министерства культуры РФ Инструкция «О порядке учета, обеспечения
сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников
истории и культуры», которые явились основными нормативными документами,
определяющими систему государственной охраны памятников.
В настоящее время базовым законом в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Закон направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Итак, приоритеты определены, законодательство есть, организационно-финансовый механизм реализации – в процессе формирования. Давайте вместе работать над самосознанием, над тем, чтобы культура в глазах общества, в наших с вами глазах, стала безусловной ценностью, предметом устойчивой жизненной потребности, а бережное отношение к объектам культурного наследия – незыблемым правилом!
И сегодняшний международный праздник - повод еще раз привлечь внимание к вопросам защиты и сохранения памятников и достопримечательных мест нашего Хабаровского края.