Петроглифы Сикачи-Аляна. Перспективы включения в список всемирного наследия ЮНЕСКО.


В статье приводится анализ современного состояния памятника наскального искусства «Петроглифы Сикачи-Аляна», проблемы и перспективы внесения его в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

     Петроглифы Сикачи-Аляна вместе с изображениями Шереметьево и Кии образуют особую локальную провинцию наскального искусства бассейна рек Амура и Уссури на Дальнем Востоке России [Окладников, 1971; Дэвлет Е.Г., Дэвлет М.А., 2005, с. 29–32]. Наиболее яркий и значимый по количеству и разнообразию сюжетов – комплекс петроглифов у с. Сикачи-Алян. Этот уникальный памятник наскального искусства был введен в научный оборот А. П. Окладниковым по результатам многолетних исследований [1971] и приобрел мировую известность.

     Петроглифы Сикачи-Аляна представляют собой комплекс наскальных изображений, сосредоточенных в шести пунктах, которые локализованы по правому берегу Амура в районе сёл Сикачи-Алян и Малышево. Почти все петроглифы выполнены на отдельно лежащих базальтовых валунах, и лишь небольшая их часть выбита или вырезана на вертикальных скальных выступах цокольных террас. Крупные валуны или глыбы представляют собой результат интенсивной вулканической деятельности, возраст базальтовых пород, на которых выполнены петроглифы, составляет 15,2 млн лет [Варнавский и др., 1991, с. 20, 21].

     Корпус петроглифов Сикачи-Аляна включает 435 изображений на 120 валунах и подвертикальных скальных выходах и представлен категориями фигуративных, абстрактных и неопределяемых изображений. Фигуративные делятся на типы антропоморфные (личины и фигуры), зооморфные, орнитоморфные, прочие (лодки). Абстрактные петроглифы Сикачи-Аляна представлены окружностями и концентрическими окружностями, ямками-лунками и знаками. К неопределяемым относятся незавершённые, а также деструктированные экземпляры, точная идентификация которых проблематична [Ласкин, 2015, с. 12].

     По технике исполнения петроглифы делятся на три основные группы: выбитые (пикетаж), выполненные пикетажем с использованием фактуры и рельефа камня, которые придают изображению свойства барельефа, а также нанесённые гравировкой (резьбой). Сикачи-алянские петроглифы датируются продолжительным историческим интервалом – с начального неолита (XIII–X тыс. до н. э.) до раннего и развитого средневековья (IV–XIII вв.).

     Помимо неоднократно отмеченного сходства личин в традициях Амура и Южной Сибири, некоторые аналогии петроглифам Сикачи-Аляна находятся в Северо-Восточном Китае, Синьцзяне, Корее, Вьетнаме, в Полинезии, Новой Каледонии, на островах Пасхи и Фиджи, Гавайских островах, на Аляске, в канадской провинции Британская Колумбия, в Австралии [Дэвлет, 2015].

     Памятники наскального искусства под открытым небом составляют неотъемлемую часть мирового культурного наследия, их значение в современной культуре возрастает, однако всё большее значение приобретает проблема их сохранения. Эта проблема неразрывно связана не только с процессом природной деструкции, но и использованием наскальных изображений в качестве объекта туристического кластера. Памятники наскального искусства становятся одним из объектов специализированного туризма, а во многих странах туризм является важной доходной статьей национальной экономики. Это вызывает необходимость поддерживать объекты в соответствующем состоянии, обеспечивать доступ к ним, предъявляет особые требования при музеефикации и туристическом использовании памятников. Анализ мирового опыта в этой области важен для того, чтобы и применительно к отечественным памятникам был найден правильный подход к эффективному практическому применению с учетом региональной специфики [Дэвлет, 2002].

     Петроглифы Сикачи-Аляна – впечатляющий петроглифический комплекс под открытым небом. Художественные, исторические и культурные особенности снискали ему всемирную известность, что позволило ещё в 2003 г. включить его в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО (Tentative List). Пока это единственный памятник наскального искусства под открытым небом в России, для которого пройден этот этап [UNESCO: World Heritage List Nominations]. В мире в Список всемирного наследия ЮНЕСКО включено не так уж много районов наскального искусства. Они характеризуются не только исключительной изобразительной традицией древнего искусства, но проявляемой заботой со стороны правительственных структур и местного населения, современной стратегией управления. Для включения в список ЮНЕСКО на памятниках были проведены значительные охранные и консервационные мероприятия, широко распространялись сведения о значении объектов.

     Какие же действия и мероприятия нужно провести, чтобы уникальный историко-культурный объект «Петроглифы Сикачи-Аляна» оказался в основном списке ЮНЕСКО? Необходимо, чтобы он соответствовал одному из 10 критериев, по которому происходит номинирование памятников в список ЮНЕСКО [UNESCO: The Criteria…]. Среди основных критериев – требование, чтобы объект представлял собой произведение человеческой креативности, содержал уникальное или, по крайней мере, исключительное свидетельство существующей или исчезнувшей культурной традиции или цивилизации; был выдающимся примером традиционного расселения, землепользования и пр., взаимодействия человека и окружающей среды, особенно, если объект подвержен воздействию необратимых изменений. В 1992 г. в документы ЮНЕСКО введено понятие «культурные ландшафты», под которым понимаются важнейшие проявления взаимодействия людей и природной среды, а памятники наскального искусства в значительной мере соединяют в себе черты природного и культурного наследия [Preparing World Heritage Nominations, second ed., 2011, published by the UNESCO].

     Петроглифы Сикачи-Аляна подходят как минимум под три из перечисленных выше критериев. Однако для номинаций ЮНЕСКО помимо выбора критерия существенно важны также охранные мероприятия, система управления, сохранение подлинности и целостности объекта.

     Самым главным требованием к номинируемому объекту должно быть «выдающееся всемирное значение», под которым понимается столь исключительное культурное и/или природное значение, которое не имеет национальных границ и представляется важным для современных и будущих поколений человечества в целом. Также должны быть определены охраняемая и буферная зоны.

     Очередным главным условием для номинации в основной список ЮНЕСКО является то, что на памятнике должны быть осуществлены мероприятия по сохранению и его интеграции в современное культурное пространство. Как раз выполнение этого главного условия в отношении петроглифов Сикачи-Аляна до настоящего времени оказалось безрезультатным. Единственное, что удалось выполнить из охранных мероприятий за счёт ограниченных бюджетных средств – установить информационные знаки и щиты в двух наиболее посещаемых туристами пунктах петроглифов (рис. 1, 2).

Петроглифы Сикачи-Аляна. Перспективы включения в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

рис. 1. Петроглифы Сикачи-Аляна. Охранный знак в пункте 1 (фото: И. Георгиевский).


Петроглифы Сикачи-Аляна. Перспективы включения в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Рис. 2. Информационный щит у петроглифов Сикачи-Аляна.


     Многолетний мониторинг состояния петроглифов на Сикачи-Аляне показал, что памятник интенсивно разрушается под воздействием природного и антропогенного факторов. Во время весеннего ледохода продолжается процесс перемещения и переворачивания базальтовых валунов с петроглифами. В результате значительных сезонных перепадов температур и колебаний уровня воды в Амуре прослеживаются негативные для петроглифов процессы заиливания валунов, покрытие изображений минеральными и органическими элементами, растрескивание и расслоение поверхности камней [Дэвлет, Ласкин, 2015, с. 99]. Из анализа перечисленных выше факторов очевидна необходимость проведения неотложных и эффективных мероприятий по сохранению и музеефикации сикачи-алянских петроглифов. За последние 40 лет разработано достаточное количество концепций и проектных решений по организации на базе петроглифов Сикачи-Аляна разного рода историко-культурных, музейных, этнографических и туристических центров, но из-за отсутствия финансирования все эти проекты и решения остались только на бумаге. Сегодня как никогда назрела острая необходимость в осуществлении последовательной и эффективной программы действий, направленных на обеспечение сохранности, благоустройство, музеефикацию и охрану петроглифов Сикачи-Аляна. Самое важное условие решения этой задачи – заинтересованность и необходимая финансовая поддержка со стороны властей федерального и регионального уровней.

     Петроглифы Сикачи-Аляна – уникальный комплекс наскального искусства, его выдающееся всемирное значение обусловлено масштабностью и уникальностью природного и культурного ландшафта, многообразием изображений, их неповторимой художественной стилистикой, долговременной изобразительной традицией, неповторимым сочетанием природных, исторических и этнографических компонентов. Это единственный в Приамурье памятник древнего наскального искусства, который в настоящий момент используется в качестве туристического объекта, что по праву обуславливает его законное место в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.
А. Р. Ласкин


Список литературы
Варнавский В. Г., Даммер А. Э., Тюрин И. М., Поздняков И. И., Подгорная Т. И., Степанов Н. М. Геологическое строение и инженерно-геологические условия Хабаровска и его окрестностей. – Хабаровск, 1991. –112 с.
Дэвлет Е. Г., Дэвлет М. А. Мифы в камне. Мир наскального искусства России. – М.: Алетейа, 2005. – 472 с.
Дэвлет Е. Г. Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование. – М.: Научный
мир, 2002. – 240 с.
Дэвлет Е. Г. Новые материалы к проблеме тихоокеанских аналогий изображениям личин в наскальном искусстве Амура и Уссури // Краткие сообщения института археологии. 2015. – Вып. 241. – С. 68–78.
Дэвлет Е. Г., Ласкин А. Р. Петроглифы Хабаровского края: результаты мониторинга последствий паводка в 2013 году на Амуре и Уссури // Археология, этнография и антропология Евразии. 2015. № 4 (43). – С. 94–105.
Ласкин А. Р. Петроглифы Сикачи-Аляна: историко-культурный контекст и состояние сохранности: автореф. … канд. ист. наук. – Хабаровск, 2014. – 25 с.
Окладников А. П. Петроглифы Нижнего Амура. – Л.: Наука, 1971. – 329 с.
UNESCO: The Criteria for Selection. [Электронный ресурс]. URL: http://whc.unesco.org/en/criteria/. http://whc.unesco.org/en/guidelines/ Доступ свободный.
UNESCO: World Heritage List Nominations. [Электронный ресурс]. URL: http://whc.unesco.org/en/nominations/. Доступ свободный.
UNESCO: World Heritage List. [Электронный ресурс]. URL: http://whc.unesco.org/EN/list. Доступ свободный.