Дом-коммуна - Театр драмы. Страницы истории.

 

Идея строительства Домов-коммун возникла из практики начала 1920-х годов, когда в конфискованных доходных домах, заселенных, как правило, покомнатно, стали возникать бытовые коммуны. Эти коммуны нуждались в собственной инфраструктуре: детских садах, кухнях-столовых, красных уголках-читальнях, прачечных и т.п.

 Дом-коммуна - Театр драмы. Страницы истории. 

Дом-коммуна работников УНКВД по Дальневосточному краю - единственный реализованный в Хабаровске проект домов подобного типа. Его проектирование и строительство осуществлялось силами стройконторы НКВД. Строительные работы начались в мае 1931 года на месте, где размещались спортивные площадки и ипподром НКВД и продолжались до 1933 года. Считается, что автором проекта и начальником стройки был инженер Гейтман, немец по национальности, расстрелянный как враг народа вскоре после завершения работ.

Дом-коммуна - Театр драмы. Страницы истории. 

В архитектурно-планировочной и пространственной структуре здания были реализованы композиционные приемы стиля конструктивизм и социалистические идеи 1920-х годов обобществленного жилья и быта. Поставленный на косогоре со склоном в сторону нынешнего Амурского бульвара, дом имеет сложный ступенчатый план.

 

Дом-коммуна - Театр драмы. Страницы истории.
1933 г.

 

Ядром здания стал 5-этажный угловой объем, выходящий на пересечение красных линий улиц Карла Маркса и Дзержинского. В нем были расположены магазин спортивных товаров «Динамо» и спортивные залы этого же общества, имеющие в плане форму неправильного 6-угольника. С северо-запада вдоль ул. Дзержинского к этому объему примыкала клубная часть (клуб УНКВД им. Дзержинского) со зрительным залом на 1000 человек. С юго-востока вдоль ул. Карла Маркса дом имел три выходящих углами на красную линию улицы жилых объема с преимущественно трехкомнатными квартирами. В 1-м этаже этой части дома имелась столовая с пропускной способностью 1500 человек. С севера вдоль ул. Волочаевской к жилой части объема пристроены один за другим два 6-этажных на высоком цокольном этаже протяженных жилых корпуса с одно- и двухкомнатными квартирами. Входы в квартиры и комнаты осуществлялись с широких галерей, как помещений общественного пользования, имевших выходы на сплошные балконы со стороны двора. В торцовых частях каждого из корпусов располагались помещения кухни и детского сада. В цокольных этажах корпусов помещалась поликлиника УНКВД с амбулаторией и светолечебницей, интернат для детей. В целом все здание вместе с отдельно стоящим корпусом, имевшимся в проекте, но построенным чуть позже, напоминает очертаниями своего плана, по сложившемуся мнению, силуэт сакрального знака пролетарского общества - Серпа и Молота.
Дом-коммуна - Театр драмы. Страницы истории.
Уже через три года уличные фасады здания были реконструированы в связи с введением единых требований по проектированию зданий в неоклассическом стиле. Помимо устройства обычных окон вместо сплошного остекления на угловом объеме здания разобраны расположенные углом остекленные балконы и устроены традиционные балкончики. Рустовка фасадов, обрамление наличниками окон, декорировка вазонами фриза угловой части объема, оформление в приемах ордерной архитектуры протяженной стены встроенного одноэтажного объема столовой вдоль улицы Карла Маркса привели к утрате первоначальной композиционной целостности здания.

 

Дом-коммуна - Театр драмы. Страницы истории.
1935 г.

 

Клубная часть здания перестраивалась чаще и в большей степени. Первоначально здесь помещался клуб УНКВД, затем УМВД им. Дзержинского, работал краевой агиттеатр. В связи с постановлением Совнаркома от 2 июля 1945 г. о придании городскому драматическому театру статуса Краевого театра драмы 1-й группы на базе краевого агиттеатра помещения клуба были переданы театру. Первый спектакль на новой сцене состоялся 16 марта 1946 года.

 

Дом-коммуна - Театр драмы. Страницы истории.
1940 гг.

 

В 1959-1961 годах театральное здание подверглось реконструкции. Были произведены значительные перепланировки с увеличением объема коробки сцены, перемещением гардеробных и гримуборных, надстройкой объемов лестничных клеток, увеличением вдвое высоты фойе. Юго-западный фасад театра по ул. Дзержинского получил 4-этажную пристройку входной части с вестибюлями и парадными лестницами. Пристройка выполнена в формах неоклассицизма. Фасад пристройки с ул. Дзержинского оформлен в виде портала с аттиком, вынесенными карнизами с модульонами, полуколоннами большого коринфского ордера, опирающимися на прямоугольную цокольную часть в виде базы квадратного сечения угловыми устоями и 4-мя прямоугольными колоннами, соединенными балюстрадой. В настоящее время входы расположены на соседнем юго-восточном фасаде пристройки, к которым ведет с главной улицы пристроенная в начале 1970-х годов широкая эстакада.

Дом-коммуна - Театр драмы. Страницы истории.

 

 Нужды театра привели к появлению не одной пристройки, в основном к объему сцены, со стороны двора, зачастую неказистых. Насущные нужды жителей дома также приводили к перестройкам в его жилой части. Таким образом, мечты революционных романтиков о новом быте человека и о жилье нового типа, столкнувшись с бытовыми традициями и устремлениями людей, остались только мечтами, не выдержав проверки временем.

 

Дом-коммуна - Театр драмы. Страницы истории.
2003 г.

 

 

Дом-коммуна - Театр драмы. Страницы истории.
1933 г.

 


 

 

Л.Б. Шокурова. По материалам статьи П.В. Баклыского, опубликованной в сборнике: Материалы международной конференции, Венеция. Триест. Италия, 2014 г.