Дом-коммуна - Театр драмы. Страницы истории.
Идея строительства Домов-коммун возникла из практики начала 1920-х годов, когда в конфискованных доходных домах, заселенных, как правило, покомнатно, стали возникать бытовые коммуны. Эти коммуны нуждались в собственной инфраструктуре: детских садах, кухнях-столовых, красных уголках-читальнях, прачечных и т.п.
В архитектурно-планировочной и пространственной структуре
здания были реализованы композиционные приемы стиля конструктивизм и социалистические идеи 1920-х годов обобществленного жилья и быта. Поставленный
на косогоре со склоном в сторону нынешнего Амурского бульвара, дом имеет
сложный ступенчатый план.
Клубная часть здания перестраивалась чаще и в большей степени. Первоначально здесь помещался клуб УНКВД, затем УМВД им. Дзержинского, работал краевой агиттеатр. В связи с постановлением Совнаркома от 2 июля 1945 г. о придании городскому драматическому театру статуса Краевого театра драмы 1-й группы на базе краевого агиттеатра помещения клуба были переданы театру. Первый спектакль на новой сцене состоялся 16 марта 1946 года.
В 1959-1961 годах театральное здание подверглось реконструкции. Были произведены значительные перепланировки с увеличением объема коробки сцены, перемещением гардеробных и гримуборных, надстройкой объемов лестничных клеток, увеличением вдвое высоты фойе. Юго-западный фасад театра по ул. Дзержинского получил 4-этажную пристройку входной части с вестибюлями и парадными лестницами. Пристройка выполнена в формах неоклассицизма. Фасад пристройки с ул. Дзержинского оформлен в виде портала с аттиком, вынесенными карнизами с модульонами, полуколоннами большого коринфского ордера, опирающимися на прямоугольную цокольную часть в виде базы квадратного сечения угловыми устоями и 4-мя прямоугольными колоннами, соединенными балюстрадой. В настоящее время входы расположены на соседнем юго-восточном фасаде пристройки, к которым ведет с главной улицы пристроенная в начале 1970-х годов широкая эстакада.
Нужды театра привели к появлению не одной пристройки, в основном к объему сцены, со стороны двора, зачастую неказистых. Насущные нужды жителей дома также приводили к перестройкам в его жилой части. Таким образом, мечты революционных романтиков о новом быте человека и о жилье нового типа, столкнувшись с бытовыми традициями и устремлениями людей, остались только мечтами, не выдержав проверки временем.
Л.Б. Шокурова. По материалам статьи П.В. Баклыского, опубликованной в сборнике: Материалы международной конференции, Венеция. Триест. Италия, 2014 г.