"Соцгородок" - жилой комплекс завода "Энергомаш".

Памятники архитектуры сталинского периода в г. Хабаровске вносят особый колорит и композиционную организованность в архитектурную среду центральной части города и его периферийных районов. Лучшие из них приняты на государственную охрану как памятники архитектуры или включены в списки выявленных объектов культурного наследия. Безусловную историческую и культурную ценность для города представляют жилые комплексы квартальной застройки периода конца 1940-х — середины 1950-х гг. — преддверия масштабного перехода на массовое индустриальное домостроение. Эти комплексы, со­ответствующие общим градостроительным тенденциям того времени, как правило, малоэтажные, построенные в лаконичных формах послевоенной советской неоклассики, часто не доведенные до проектного завершения, тем не менее обладают стилистической целостностью, гармоничным сочетанием объемно-пространственной композиции и декора фасадов.

Малоэтажное серийное строительство в СССР начато в период Великой Отечественной войны на востоке страны для расселения эвакуированных жителей. Массовое же строительство малоэтажных жилых комплексов было развернуто сразу после окончания войны и очень скоро определило облик многих городов. В культуре сталинского периода архитектура считалась одним из важнейших идеологических инструментов. Для проектирования типов жилых домов ансамблевой застройки привлекались ведущие архитекторы. В проектах решалась главная задача: за типовыми элементами планировочной структуры закрепить типовые здания. Серии домов разрабатывались для головных, рядовых и завершающих частей главных и второстепенных улиц, для перекрестков, площадей. На практике наряду с типовыми проектами использовались и индивидуальные разработки, что давало возможность создавать разнообразные по объемно-пространственному решению ансамбли. Большей частью в архитектурно-художественном облике малоэтажных зданий использовались приемы русского ампира, применявшиеся в образцовых проектах жилых домов архитектора О. Бове для восстановления Москвы после пожара 1812 г. В новых комплексах удачно сочетались экономичность и удобство планировок квартир, лаконичная парадность и презентабельный вид фасадов, уют и камерность дворовых пространств. Малоэтажные комплексы возникали в короткие сроки возле предприятий, железнодорожных стан­ций, воинских частей, именовались поселками или городками и были связаны магистралями и общественным транспортом с городским центром. Во второй половине 1940-х гг. к строительству привлекались немецкие военнопленные, и в народе эти дома называли немецкими. На Дальнем Востоке здания строили пленные японцы.

Для г. Хабаровска конца 1940-х — начала 1950-х гг. характерно формирование окраинных территорий как совокупности поселков при промышленных предприятиях, поэтому ансамбли малоэтажной жилой застройки получили значительное распространение.

Наибольшей архитектурно-художественной выразительностью из них обладали жилые комплексы завода судостроительного завода (район ул. Краснореченской и Прогрессивной). История строительства комплекса каменных малоэтажных жилых домов для работников завода «Энергомаш» тесно связана с историей самого завода. Обширная территории для размещения Авторемонтного завода № 5 была отведена в 1932 г. в западной части города, ограниченной линией железной дороги и Ленинградской.В этот же год заложен первый корпус завода, годом раньше на прилегающей территории начались работы по съемке земель селитебного значения. В 1934 г. завод был переименован в Государственный авторемонтный завод N 105 и с 1939 г. уже выполнял первые промышленные заказы. В мае 1941 г. передан в подчинение Народного комиссариата обороны СССР и переименован в Ремонтную базу № 5, которая, в свою очередь, в 1942 г. переименована в Автоброневой ремонтный завод № 105 имени Л.М. Кагановича, а с 1946 г. — Государственный союзный Хабаровский машиностроительный завод Л.М.Кагановича.

В 1940-е гг. в разное время завод находился в ведении Народного комиссариата среднего машиностроения, Министерства транспорта и тяжелого машиностроения СССР, в 1957 г. передан в управление машиностроительной и металлообрабатывающий промышленности Хабаровского совнархоза и получил наименование Хабаровский завод энергетического машиностроения «Энергомаш».

Одновременно с началом строительства завода формировалась селитьба: одноэтажные деревянные жилые дома рабочих размещались с западной стороны предприятия, двухэтажные барачного типа — вдоль ул. Ленинградской до Волочаевского городка. На период конца 1940-х гг. территория перед заводом являлась узловой «точкой» пересечения юго-западной и северо-западной границ центральной части города. Здесь, на завершении ул. Ленина, в границах ул. Ленинградской и Владивостокской проектировалась заводская площадь с домом культуры, зданием заводоуправления, другими постройками.

Жилые кварталы были разбиты в границах ул. Ленина, Лермонтова, Владивостокской и Кадрового переулка. Ул. Владивостокская и Лермонтова, расположенные по склонам холма, пересекали под прямым углом ул. Ленина, расположенную на его гребне, образуя квар­талы регулярной планировки. Парадный фронт застройки проектиро­вался вдоль ул. Ленина в границах ул. Лермонтова и Владивостокской с выходом на заводскую площадь, по оси которой уже размещалась заводская проходная в виде арки, от которой аллеи вели к заводским цехам. В 1949 г. сдан в эксплуатацию первый жилой дом, располагавшийся на нечетной стороне ул. Ленина. Дома строились в стиле советской неоклассики, в строгом соответствии с общими принципами гра­достроительного проектирования того времени, включали несколько общежитий и предназначались преимущественно для инженерно-технического персонала завода.

 

"Соцгородок" - жилой комплекс завода "Энергомаш".

     Комплекс жилых кварталов, построенный по проекту архитектора Б.Т. Германа, состоял из 20 зданий, расположенных по «красным» линиям улиц, занимал три квартала, два из которых, разделенные переулком Кадровым, размещались с юго-восточной стороны от проезжей части ул. Ленина и один — с северо-западной. Архитектурный облик, габариты и планировочное решение зданий определялись ме­стоположением в планировке кварталов. Планировочный модуль был задан габаритами квартала в границах ул. Ленина, Владивостокской, Лермонтова и Кадрового переулка. В этом квартале, квадратном в плане, здания, расположенные по периметру, образуют один общий двор с общежитием в центре, ориентированным к ул. Лермонтова. Углы пересечения главной улицы с боковыми были выделены почти идентичными 23-квартирными зданиями, значительно более выразительной архитектуры и повышенной комфортности, построенными, очевидно, по индивидуальным проектам. Эти здания, вытянутые в плане, двухэтажные в основном объеме акцентированы трехэтажными башнями на флангах, обращенными к перекресткам. Из них протяженные двухэтажные объемы зданий по ул. Ленина, 62, 77, 70 поставлены по склону холмов вдоль ул. Лермонтова и Владивостокской, их высокие цокольные этажи использовались под магазины и предприятия бытового обслуживания. Угловое здание по ул. Ленина, 83, более короткое в плане, протяженным двухэтажным объемом расположено вдоль ул. Ленина. Для этих угловых зданий характерна монументальность, выраженная в крупномасштабных членениях и лаконичной пластической проработке фасадов. Трехэтажные угловые объемы зданий по ул. Ленина, 77, 62, построенные в 1954 г. на пересечении с ул. Лермонтова, фланкируют въезд на территорию комплекса с центра города, организуют фронт застройки четной и нечетной сторон ул. Лермонтова. Башенные объемы зданий по ул. Ленина, 83 и 70, построенные в 1951 г., фланкируют въезд на заводскую площадь и призваны формировать ее будущую архитектуру. В 1956 г. по нечетной стороне ул. Ленина, на участке, ограниченном ул. Ленинградской и Владивостокской, будет построен Дом культуры (архитектор Б.Т. Герман), который придаст жилому Комплексу в границах ул. Ленина более завершенный вид.

 

Рядовая застройка комплекса по ул. Ленина состояла из пяти зданий, построенных по трем типовым проектам, по нечетной стороне — два здания, по четной — три. Большей выразительностью обладали компактные в плане, 8-квартирные жилые дома по ул. Ленина, 79, 64 и 68, построенные по типовому проекту № 122 серии 203, разработанному Государственными архитектурными мастерскими (архитекторы А.Ф. Хряков и 3.0. Брод). В связи с тем, что угловое здание по ул. Ленина, 83 поставлено протяженным фасадом вдоль ул. Ленина; на данном отрезке улицы расположено четыре здания. На противоположной стороне улицы Ленина - пять зданий. Застройка четной стороны ул. Ленина сформирована в соответствии с приемами осевой симметрии. Среднее здание по ул. Ленина, 66 отличалось четкостью и простотой плановых решений. Построено по типовому проекту № 112 серии 204, разработанному отделом проектирования гражданских сооружений Гипроавиапрома (архитектор А.И. Криппа, инженер И.Г. Левитес). Рядовое здание по ул. Ленина, 81, простой архитектуры, прямоугольное в плане, практически без декора, сооружено по типовому проекту № 114-3 серии 204 (архитектор А.И. Криппа).

Второстепенной по архитектурной значимости была сформирована застройка Кадрового переулка, который образован зданиями двух типов, по три с каждой стороны. Массивные, идентичные друг другу, угловые двухэтажные здания на высоких эксплуатируемых цоколях (где размещались нежилые помещения, торговые и бытового обслуживания) акцентировали пересечение переулка с ул. Владивостокской и Лермонтова. Построены по типовому проекту № 133 серии 204, разработанному в Государственных архитектурных мастерских (архитекторы А.Н. Аранович и Е.С. Савченко). В средней части переулка размещались небольшие прямоугольные, компактные в плане дома. В соответствии с приемами осевой симметрии, свойственной классицизму, фронт застройки Кадрового переулка акцентировали массивные треугольные фронтоны в завершении лаконичных по декору фасадов. Пересечение ул. Лермонтова и Кадрового переулка отмечают угловые объемы входных групп г-образных в плане зданий с крытой массивной террасой на втором этаже и входными арками на первом. При восприятии этой симметричной перспективы с перекрестков, четко выверенный ритм треугольных фронтонов фасадов и массивные объемы угловых зданий придавали строгость и композиционную завершенность всему комплексу.

Организация дворовых пространств была подчинена функциональной необходимости жизнеобеспечения. Отдельные квартиры использовались как коммунальные и заселялись семьями покомнатно. Здания имели водопровод, канализацию, системы отопления, однако ванные комнаты были снабжены титанами, в кухнях находились печи для приготовления пищи. Для хранения угля и дров дворы были застроены индивидуальными высокими, небольшими по площади сараями, не лишенными некоторой архитектурной проработки, располагавшимися небольшими рядами вдоль тротуаров.

В период строительства завод носил имя Л.М. Кагановича, и весь комплекс до 1957 г. вместе с одно-двухэтажной деревянной жилой застройкой официально именовался «Городок имени Кагановича». Неофициальное название «Рабочий городок» относилось к деревянной застройке, комплекс каменных зданий называли «Соцгородок», В 1957 г. Хабаровским горисполкомом было принято решение № 659 об упразднении названий отдельных поселков, слободок, городков, в том числе им. Кагановича.

В 1951 г. решением Хабаровского горисполкома был одобрен эскиз проекта планировки и застройки г. Хабаровска, в котором планировалось в центральной части города развивать многоэтажное строительство. В этом же году принято решение запретить малоэтажное строительство в границах ул. Ленина, Серышева, Ленинградской. Тем не менее строительство малоэтажного жилого комплекса на завершении ул. Ленина шло полным ходом и было прекращено во второй половине 1950-х гг. в связи с изменившейся градостроительной политикой, направленной на типовое индустриальное домостроение с принципами свободной планировки и на борьбу с излишествами в архитектуре. В результате чего два квартала в границах переулка Кадрового, улиц Владивостокской, Лермонтова и нечетной стороны ул. Ленина не получили архитектурно-композиционного завершения. В настоящее время безликая архитектура «силикатных» пятиэтажек конца 1950-х — начала 1960-х гг., являясь активным диссонирующим элементом в восприятии «сталинского» ансамбля, сформировала не только фоновую застройку комплекса по фронту ул. Лермонтова и Владивостокской, но и заводскую площадь.

В постсоветский период принципиально изменилось функциональное назначение зданий комплекса, практически все помещения первых этажей переоборудованы под торговлю с устройством входов по «красным» линиям. Если в советский период пешеходные части улиц использовались в качестве транзитной территории, то в настоящее время они приобрели общегородское значение. Развитие торговли вызвало часто неконтролируемое размещение рекламных конструкций как на фасадах зданий, так и отдельно стоящих, в том числе крупногабаритных. Активными элементами трансформации первоначальной композиционной структуры комплекса как градостроительного ансамбля стали торговые павильоны на автобусных остановках, массивные объемы входных групп подземных переходов. Масштабный диссонанс вызвала также реконструкция Дома культуры с надстройкой этажей. Визуальные связи архитектурных доминант (на пересечениях улиц) и рядовой застройки в значительной степени нарушены и из-за разросшихся зеленых насаждений. С целью сохранения первоначального облика всего малоэтажного комплекса зданий завода «Энергомаш» жилые дома в границах ул. Ленина, Лермонтова, Ленинградской и переулка Кадрового в 1996 г. были включены в Список выявленных объектов культурного наследия. Но к 2010 г, в связи с аварийным техническим состоянием было снесено здание бывшего общежития по ул. Лермон­това, 26а, расположенное на дворовой территории квартала в границах ул. Ленина, Владивостокской, Лермонтова, Кадрового переулка. На его месте первоначально предполагалось возведение аналогичного по габаритам объекта, затем была высказана инициатива уплотнения внутриквартальной застройки строительством высотного объекта. В 2010 г. Краевым научно-методическим советом при министерстве культуры Хабаровского края принято решение исключить из списка выявленных объектов культурного наследия здания, формирующие фронты застройки Кадрового переулка, ул. Владивостокской и Лермонтова, и скорректировать зоны охраны комплекса.

В настоящее время по всей стране намечается тенденция сноса подобных жилых домов и целых комплексов застройки с целью освобождения земельных участков под перспективное строительство. Актуальной задачей является сохранение ансамбля малоэтажной жилой застройки завода «Энергомаш» в границах ул.Ленина как элемента исторической градостроительной среды конца 1940-х — середины 1950-х годов, так как именно здесь в полной мере воплотились социокультурные и архитектурно-художественные идеи советского градостроительства сталинского периода.

 

Приказ МК ХК о включении в реестр [2,23 Mb] (cкачиваний: 54)