Заводоуправление авиационного завода.

18.09.2017
В собственности публичного акционерного общества «Авиационная холдинговая компания «Сухой» находится историческое здание «Заводоуправление» - это первое административно-управленческое здание авиационного завода имени Ю.А. Гагарина в городе Комсомольске-на-Амуре.

Заводоуправление, построенное в 1938 году, состоит на государственной охране как объект культурного наследия (памятник истории и архитектуры). Здание имеет неповторимую историю, связанную с созданием и развитием завода. Архитектура здания выдержана в духе довоенной неоклассики. Объемно-пространственное решение здания подчинено его функциональному назначению. В декоре фасадов применены свойственные неоклассике элементы ордерной системы, которые выполнены лаконично, в крупных формах и отражают конструктивную систему зданий, что является характерным для конструктивизма.

 Заводоуправление авиационного завода.

 

Проектирование и строительство всех сооружений авиационного завода, начиная с закладки самых первых строений, проходило при строжайшем режиме секретности. По отношению к территории завода и ко всем без исключения документам, хранящимся в архивах завода, включая проектные чертежи и списки авторских коллективов сотрудников заводского проектного бюро, режим секретности неукоснительно соблюдается и в настоящее время.

В мае 2005 года ГУК «НПЦ по ОПИК Хабаровского края» были выявлены факты самовольной реконструкции здания-памятника.

Первоначально здание композиционно состояло из трех частей: центральной, 4-х этажной, выделенной на фасадах ризалитом главного входа и двух симметричных в общих габаритах, 3-х этажных крыльев. К торцевой стене северного крыла позже пристроено одноэтажное здание проходной завода.  В 2002 году к южному фасаду пристроен новый корпус в габаритах южного крыла.

При реконструкции 2005 года полностью разобрано южное первоначальное крыло здания - памятника, на его месте возведен новый корпус, габариты которого совпадают с первоначальным объемом крыла, за исключением объема мансарды. Отделка нового корпуса выполнена в современных отделочных строительных материалах и частично имитирует архитектурное оформление первоначального объема.

После реконструкции и переделок из первоначального исторического объема сохранился только объем северного трехэтажного крыла и центральный четырехэтажный объем. Эта историческая часть здания уже длительное время не эксплуатируется и не ремонтируется, ее техническое состояние крайне неудовлетворительное. Фасады приобрели запущенный и неприглядный вид, обтянуты капроновой сеткой, которая частично скрывает состояние фасадов, а также предотвращает разлет фрагментов возможного произвольного обрушения штукатурной отделки.

В сентябре 2017 года собственник здания обратился в государственный орган по охране объектов культурного наследия с просьбой выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Проектом задания, подготовленным КГБУК "НПЦ по ОПИК", предусматривается проведение комплексной реставрации и капитального ремонта исторической части здания с разработкой научно проектной документации, включающей разделы историко-культурных исследований, проектных решений с воссозданием ее первоначального исторического облика.

Сохранившиеся исторические здания завода им. Ю.А. Гагарина, получившие статус объектов культурного наследия, неразрывно связаны с историей строительства города Комсомольска-на-Амуре, развитием отечественного самолетостроения. Являются образцом советской неоклассики довоенного периода, формируют один из ярких архитектурных ансамблей, выражавших градостроительные тенденции конца 1930-х годов в строительстве социалистического города "нового типа".

Здание заводоуправления в ряду этих объектов было построено первым, воплотило черты советской архитектуры, свойственной середине 1930-х годов - сочетание стилистических тенденций уходящего конструктивизма и формирующейся неоклассики.

Здание заводоуправления обладает безусловной исторической и культурной ценностью. Восстановление в первоначальном виде его сохранившейся части и приспособление к современным условиям эксплуатации должно явиться для руководства и всего коллектива завода делом особой чести и значимости.