г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 26

 

К вопросу сохранения объекта культурного наследия

«Комплекс зданий Уссурийской казачьей сотни Уссурийского казачьего войска» в историко-культурной среде

(г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 26)

 


Уссурийская железная дорога от Владивостока до Хабаровска, протяженностью 716 верст сдана в постоянную эксплуатацию в ноябре 1897 года. К этому времени уже была построена Амурская железнодорожная ветка Уссурийской железной дороги, ведущая от пристани (расположенной на северо-западной окраине г. Хабаровска недалеко от переселенческих бараков) к железнодорожному вокзалу. Переселенческие бараки строились в период 1895-1896 годов и позже. В этот же период строилась Амурская железнодорожная ветка Уссурийской железной дороги, введено в эксплуатацию деревянное здание первого железнодорожного вокзала.

 

Для охраны Амурской железнодорожной ветки и Уссурийской железной дороги, проходящей по территории города и его окрестности, в 1896 г. была расквартирована в г. Хабаровске казачья сотня, входящая в состав Уссурийского казачьего дивизиона. Соответственно, выбор территории для размещения зданий Уссурийской казачьей сотни был не случаен.

Казачья сотня Уссурийского казачьего дивизиона прибыла из Имана на постоянное расквартирование в г. Хабаровск в составе 110 казаков и 3-х офицеров 25 июля 1896 года. К моменту прибытия сотни в Хабаровск уже были построены казарма и офицерский флигель на участке, расположенном недалеко от переселенческих бараков и строящейся станции «Пристань» Амурской железнодорожной ветки.

Приказом по военному ведомству от 17 апреля 1898 г. № 102 должность командира Уссурийского казачьего дивизиона и штаб этого дивизиона в мирное время упразднялись. По приказу от 18 марта 1899 г. строевая часть, выставляемая войском в мирное время, стала именоваться Уссурийской казачьей сотней. В связи с этим знамя Уссурийского казачьего дивизиона было вручено Уссурийской казачьей сотне.

Уссурийская казачья сотня (также называлась Первоочередная сотня, 1-я Уссурийская казачья сотня) в мирное время содержалась по утверждённому штату с предоставлением командиру этой сотни прав командира отдельной сотни.

Протяженное каменное здание казармы и офицерский флигель с канцелярией для размещения Уссурийской казачьей сотни использовались по прямому назначению до упразднения казачьих войск в 1918 году. К 1918 г. на территории помимо двух каменных зданий находилось несколько деревянных казарм, конюшни и хозяйственные постройки.

В гражданскую войну, в период ДВР (1920 г.) в каменных зданиях размещались японцы, в деревянных - партизанский отряд Федотенко-Вредного. 5 апреля 1920 г. при японском мятеже, в процессе боя партизан с японцами, часть деревянных казарм была сожжена.

С 1932 года по настоящее время в зданиях размещены службы военного комиссариата Хабаровского края».

Согласно плану Хабаровска 1911 года, комплекс зданий Уссурийской казачьей сотни размещался на северо-западной окраине города, в юго-западной части квартала №170, на гребне холма, недалеко от береговой полосы Амура. Занимал значительную площадь в форме четырехугольника близкого к квадрату с вытянутым юго-западным углом. Вдоль берега тянулась Амурская ветка Уссурийской железной дороги, ведущая от станции Пристань до железнодорожного вокзала. Рядом с железнодорожной веткой у подножия холма шла дорога в деревню Осиповку (в настоящее время проезжая часть ул. Тихоокеанской). Юго-западная сторона квартала №170 ограничивалась подножием склона холма, северо-западная – ул. Забайкальской, проложенной по северо-западному склону. У подножия холма к Амуру текла речка (ручей) Курца-Марца. Северо-восточная сторона квартала ограничивалась ул. Аркадиевской, юго-восточная – ул. Казачьей (в настоящее время - ул. Брестская).

Улица Аркадиевская от перекрестка с ул. Забайкальской шла на юго-восток до речки Лесопилки, пересекая под прямым углом сначала ул. Казачью, затем Чичаговскую. На продолжении ул. Аркадиевской, за речкой Лесопилкой, с небольшим поворотом к северу, к Военному плацу, шла ул. Семеновская, ограничивая с северо-востока квартал № 57 - территорию кадетского корпуса. Железнодорожная линия и дорога на Осиповку у западного угла квартала № 170 поворачивали на северо-восток и далее шли вдоль речки Курца-Марца. Через речку, у западного угла квартала были обустроены два моста. Железнодорожный мост сохранился и функционирует до настоящего времени. Сохранилась фотография этого моста периода до 1900 г. с надписью: «Мост через речку Лагерную». На плане Хабаровки 1884 года объекты этой части города обозначены лишь схематично, ручей не указан, однако нанесён расположенный поблизости артиллерийский лагерь, видимо, из-за которого и образовался народный топоним.

На плане города 1911 г. на прибрежной территории к северо-западу от железнодорожной ветки, в месте ее поворота, обозначены два квартала без номеров с изображением построек и надписью: «Переселенч. бараки». К северу от этих кварталов указаны постройки завода «Арсенал» и парк завода у береговой полосы. Также на плане обозначена речка Курца-Марца. До настоящего времени в народе сохранилось название территории бывшего 170-го квартала, где размещались казаки: «Казачья гора».

О комплексе Хабаровского переселенческого пункта на территории, примыкающей к железнодорожной ветке, ведущей от вокзала к станции «Пристань» имеется информация в книге А.А. Кауфмана (Кауфман, А.А. По новым местам: (Очерки и путевые заметки). 1901-1903 : I. По Амуру и Приамурью. II. В Уссурийском крае. А.А. Кауфман. – СПб. : т-во «Общественная польза», 1905. URL http://e-heritage.ru/ras/view/publication /general). В книге в разделе II. В Уссурийском крае (1901-1903 гг.) А.А. Кауфман пишет: «Хабаровский переселенческий пункт, как и большинство переселенческих пунктов, устроен совершенно за городом и располагает самостоятельной пароходной пристанью и веткой, связывающей пункт с городской станцией Уссурийской железной дороги. Пункт расположен очень красиво на таком же невысоком лесистом холме, на каких разбросался и сам город. Хабаровский пункт в настоящее время служит, главным образом, проходным пунктом для переселенцев, проехавших через всю Сибирь и плывущих водою по Амуру; они садятся здесь в вагоны, чтобы следовать в Уссурийский край».

В настоящее время границы квартала не соответствуют первоначальным, обозначенным на планах города 1911 и 1924 годов. Космический снимок территории 1965 года и фрагмент топосъемки 1977 года дают представление о формировании во времени планировочной структуры местности, в которую входит и территория бывшего квартала №170.

Толчком развития данной территории стало строительство в начале 1930-х годов в непосредственной близости нефтеперерабатывающего завода имени Серго Орджоникидзе и тепловой электростанции ТЭЦ2. Строительство ТЭЦ2 вызвало необходимость возведения в районе электрической подстанции. Подстанция открытого типа заняла большую территорию на угловом участке ул. Тихоокеанской и Орджоникидзе. Протяженное одноэтажное здание, где находилось закрытое оборудование электрической подстанции, разместили вдоль ул. Орджоникидзе. Оно отделило территорию подстанции от улицы, сформировало фронт застройки на примыкании к ул. Орджоникидзе. Здание кирпичное с оштукатуренными фасадами, было построено в стиле постконструктивизма. В настоящее время находится в руинированном состоянии (ул. Орджоникидзе, 2). Территория бывшей подстанции отведена под перспективное строительство. На этой территории сохраняются мачты высоковольтной линии передач.

В 2003 году возведено здание подстанции закрытого типа. Территория этой подстанции расположена на склоне холма к ул. Орджоникидзе. С ул. Орджоникидзе по склону холма вдоль из металлического решетчатого ограждения, отделяющего территорию подстанции, проложена дорога, ведущая к въездным воротам на огражденную территорию Военного краевого комиссариата, который располагается в зданиях Уссурийской казачьей сотни. Здание подстанции четырехэтажное, массивное. Первый этаж представляет собой стилобат с глухими стенами, поставлен на рельефе с понижением в сторону ул. Орджоникидзе.

Современные границы квартала, где расположены здания Уссурийской казачьей сотни составляют: с юго-востока - ул. Брестская (бывш. Казачья), с юго-запада - ул. Тихоокеанская, проложенная на месте прохождения дороги на д. Осиповку, с северо-запада - ул. Орджоникидзе, с северо-востока - ул. Джамбула. Квартал стал значительно уже и сильно вытянут в северо-восточном направлении. С северо-востока в квартал №170 вошли исторические кварталы №177 и №171, ограниченные с северо-востока ул. Читинской (Джамбула). Утрачена ул. Аркадиевская, вместо нее частично существует внутри квартала безымянный проезд.

Улица Казачья (Брестская) была проложена у подошвы юго-восточного склона холма, вдоль оврага. На космическом снимке 1965 года видно, что ее трассировка на этот период еще не выполнена. Здесь располагается преимущественно частный сектор, по склону оврага – огороды. Местоположение оврага у подошвы юго-восточного склона холма обозначено и на плане города 1911 года. Космический снимок 1965 года дает представление о рельефе территории бывшего квартала №170, занимавшего вершину холма и рядом расположенных кварталов. Регулярная сетка кварталов, расположенных между ул. Казачьей и речкой Лесопилкой, наложена на сложный холмистый рельеф, перерезанный овражками с ручьями, текущими к Лесопилке. Однако космический снимок 1965 года иллюстрирует, что застройка чаще следует направлению рельефа, нежели трассировке кварталов. На угловом участке (квартал №164) на пересечении ул. Казачьей и нынешней Тихоокеанской к 1914 году располагались каменные постройки военного ведомства. К настоящему времени сохранились здания бывшей казармы и конюшни (ул. Тихоокеанская, 18, 18а.

Улица Орджоникидзе, зафиксированная на космическом снимке 1965 года, также следует направлению рельефа, образована в 1930-х годах на месте существовавшего оврага. Название Орджоникидзе улица получила не случайно, в непосредственной близости в 1931 году было начато строительство нефтеперегонного завода, получившего в декабре 1934 года имя наркома тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе. К настоящему времени сохранились руины одноэтажного здания бывшей электрической трансформаторной подстанции "ХЭС", расположенного на угловом участке ул. Тихоокеанской и Орджоникидзе.

Ныне существующая застройка ул. Орджоникидзе и прилегающих с северо-запада кварталов стала формироваться с конца 1930-х годов. Фронт улицы Орджоникидзе (от безымянного проезда до ул. Тихоокеанской) сформировали строчная застройка двухэтажных жилых домов в стиле послевоенной неоклассики, а также два типовых пятиэтажных жилых дома, построенных на нечетной стороне вдоль ул. Орджоникидзе. На четной стороне ул. Орджоникидзе, напротив «хрущевки» по ул. Орджоникидзе, 9 расположено здание, построенное в начале 1950-х годов в стиле советской неоклассики - школа МНС (младшего начальствующего состава) Учебного отряда УПО МВД по Хабаровскому краю.

На угловом участке на пересечении ул. Тихоокеанской и нечетной стороны ул. Орджоникидзе космоснимок 1965 года фиксирует сквер, а также ныне существующее двухэтажное здание общественного назначения, построенное в стиле советской неоклассики, расположенное торцом к ул. Орджоникидзе. Рядом с этим зданием, с отступом от улицы Орджоникидзе - двухэтажное здание Кировского районного суда, еще дальше от улицы, с разворотом на север, обозначено протяженное двухэтажное здание - ныне Комитет администрации города Хабаровска по управлению Кировским районом (ул. Орджоникидзе, 3).

Космический снимок 1965 года дает представление о застройке квартала в границах улиц Тихоокеанской – Орджоникидзе – Брестской и безымянного проезда. Снимок фиксирует, что квартал планировочно разделен на две части, одна из которых крутым склоном выходит к ул. Тихоокеанской, другая, большая по территории, расположена в северо-восточной части квартала.

С перекрестка улиц Тихоокеанской и Брестской на вершину холма, строго в северном направлении, перерезая территорию по диагонали, ведет дорога к небольшой площади и зданию перед ней, крестообразному в плане, расположенному в геометрическом центре квартала.

От этого здания в северо-восточном направлении проложена улица, ведущая к дому культуры нефтеперерабатывающего завода, расположенному на перекрестке безымянного проезда и ул. Орджоникидзе. К востоку от диагональной дороги до ул. Брестской снимок иллюстрирует огороды.

Территория между ул. Орджоникидзе и Брестской, примыкающая к бровке склона к ул. Тихоокеанской, ограниченная со стороны ул. Брестской диагональной дорогой разделена на два участка, что хорошо читается на снимке 1965 года. Участок на пересечении ул. Тихоокеанской и Орджоникидзе огражден забором. Здесь с начала 1930-х годов разместилась электрическая трансформаторная подстанция "ХЭС" - одноэтажное здание в стиле постконструктивизма, сильно вытянутое вдоль ул. Орджоникидзе.

Подстанция являлась единым технологическим комплексом с Хабаровской городской электростанцией (ХЭС) (введена 20 февраля 1934 года, с января 1960 года называется Хабаровская ТЭЦ-2). Эта электрическая подстанция функционировала до 2003 года, затем оборудование было демонтировано, историческое здание не использовалось и стало разрушаться. В 2003 году была введена в строй Подстанция 110/35/6 кВ "ХЭС" закрытого типа, открывшая новые перспективы развития Кировского района г. Хабаровска. Новое здание подстанции закрытого типа возведено у бровки склона к ул. Тихоокеанской, в 30 метрах к северо-западу от здания казармы Уссурийской казачьей сотни.

На космическом снимке 1965 года фиксируется участок, ограниченный с северо-востока ограждением территории электрической подстанции, с востока дорогой, по диагонали пересекающей юго-западную часть квартала, с юго-запада – крутым склоном к ул. Тихоокеанской. На этом участке вдоль склона расположено протяженное здание бывшей казармы Уссурийской казачьей сотни, в 18 метрах к северо-востоку от него на повышении рельефа расположен бывший офицерский флигель. На космоснимке 1965 г. видно здание капитальных гаражей, ограничивающих территорию военкомата с юго-востока, а также два двухэтажных жилых дома, расположенных уступами к ул. Брестской, торцами, выходящими к бровке крутого склона в сторону ул. Тихоокеанской.

Топосъемка 1977 года свидетельствует, что планировочная структура квартала в границах ул. Тихоокеанской, Орджоникидзе, Брестской и безымянного проезда к этому времени сформировалась и отражает градостроительные принципы свободной и строчной планировки. На внутриквартальной территории уже построены шесть типовых пятиэтажных жилых дома, расположенных в три ряда параллельно ул. Орджоникидзе. Ближе к ул. Тихоокеанской на нечетной стороне ул. Брестской, поставлены пилой три девятиэтажных типовых жилых дома. На четной стороне ул. Брестской уступами по рельефу размещены три типовых жилых девятиэтажных дома. Отдельные участки внутриквартальной территории, преимущественно вдоль старой грунтовой дороги, проложенной по диагонали юго-западной части квартала стихийно застроены капитальными и некапитальными гаражами.

К настоящему времени на территории квартала в непосредственной близости от огражденной забором территории сохранившихся зданий Уссурийской казачьей сотни имеются свободные от застройки участки - участки перспективного строительства. От характера будущей застройки этих участков, высотных, объемно-планировочных и архитектурно-композиционных характеристик новых объектов будет зависеть сохранность исторического ансамбля зданий Уссурийской казачьей сотни в исторической среде.