Каменное скульптурное изображение головы
В краеведческом музее Николаевска-на-Амуре находится массивное каменное скульптурное изображение головы, или точнее маски.
Скульптура была случайно найдена школьниками и учителем истории В.И. Беляевым в 1956 г. вблизи устья ручья Большой Ключ, впадающего в правобережную протоку Амура к юго-западу от названного города. С 1966 года личина начала экспонироваться в музейном отделе археологии.
В 1980 году скульптуру осмотрел А.П. Окладников. Поразившись, он оставил в книге, подаренной музею, запись, что и не знал о существовании такой замечательной скульптуры, однако больше нигде и никогда о ней не упоминал.
Другие археологи, осматривавшие данную скульптуру позже, давали весьма осторожные заключения, относя голову то к вознесеновской неолитической культуре, то к периоду раннего средневековья. Вся проблема в том, что неизвестно точное местонахождение данного артефакта, нет контекста находки. Поэтому более смелые выводы и заключения в научных кругах никто не делает.
Маска выполнена методом пикетажа из массивного куска серой базальтовой породы. В анфас она в форме овала высотой 46,3 см. с крупными деталями лица: глубоко посаженные круглые глаза (под правым глазом – подглазничный мешок, а под левым – он, возможно, сколот), большой с легкой горбинкой нос, овальный рот. На лбу – глубокие характерные волнистые желобки, по форме напоминающие летящих птиц. Похожие желобчатые фигуры образованы слева и справа от глаз. Так, скорее всего, изображена роспись. Уши не показаны, от подбородка вверх по боковым сторонам, как бы вдоль краев маски, выбиты наклонные желобки – «сияние», «головное перьевое обрамление» (?), еще одно их менее вероятное определение – «прическа» (?).
Более чем половину задней поверхности скульптуры занимает крупное желобчатое изображение в виде косого креста с изогнутыми под острым углом концами и несколько небольших ямочных углублений.
Первое, что бросается в глаза – схожесть маски с неолитическими петроглифами Сикачи-Аляна и Шереметьева. При этом с отдельными из них у скульптуры просматриваются аналогии практически во всех деталях лица: рот, выразительный нос, глаза, лоб с «птицами». Любопытно, что на сикачи-алянском петроглифе, помимо перечисленных деталей, также как и на скульптурном изображении с Большого Ключа, под правым глазом выбивкой показан подглазничный мешок.
Возраст артефакта до сих пор не установлен.