Погребальный обряд покровской культуры
Продолжим рассказ про погребальный обряд покровской культуры.
Самая многочисленная категория находок в погребениях – керамическая посуда: лепные и станковые сосуды. Традиционно сосуды ставили у изголовья и очень редко – в ногах. В сосуды помещалась напутственная пища: в станковых – питьё, в лепных – еда растительного происхождения (каша). Большинство сосудов подвергалось щадящей преднамеренной порче. Сосуд не должен был потерять своего назначения: сопровождать умершего «на тот свет». Обычно прямо в гробу отбивали небольшую часть венчика.
Ножи чаще всего помещали в районе пояса, наконечники стрел – в области правого или левого плеча, напротив черепа. Во многих случаях стрелы находились в колчанах. Серьги и браслеты находились там, где их носили при жизни. Ушных серёг могло быть от одной до четырёх. У пояса встречаются железные иглы, кресала и «кремушки» - кусочки халцедоновых галечек. В районе головы, шеи и груди рассеяны каменные, стеклянные, глиняные бусины и бисер.
Редкими вещами в погребениях были топоры, наконечники копий и мечи. Защитное снаряжение в целом виде почти не встречается: в большинстве случаев это отдельные пластины панцирей. Единственная панцирная «рубаха» была найдена при строительстве железнодорожного моста на Дубовой Рёлке. Довольно редки в могилах и предметы конского верхового убранства: стремена, удила, детали сбруи.
Украшения одежды – различные бляхи и подвески – находятся там, где они были нашиты. Остатки одежды в виде кусочков ткани – шерстяных, шёлковых и из растительных волокон – изредка сохраняются около бронзовых или серебряных предметов, пропитываясь их окислами.
Дно гробов застилали берестой, войлоком и шкурами животных. В погребениях и тризнах грунтовых могильников есть зубы, отдельные кости и челюсти лошадей и свиней.
Коллективных погребений, в которых зафиксировано от двух до четырёх покойных, относительно немного, и все они разрыты в древности.
Все погребения покровской культуры преднамеренно разрыты – эксгумированы в древности. Это явление связано с обрядом обезвреживания покойника, при котором основным и наиболее действенным средством было нарушение целости скелета, прежде всего черепа.