Реклама в исторической среде города.

Хабаровск – город с богатым архитектурным наследием. Его центральная часть это живая иллюстрация развития архитектурной мысли, смены стилей и технологий ста пятидесяти с лишним лет, прошедших с его основания. Эта иллюстрация, городская среда, как раскрытая книга должна быть доступна для всех жителей города и его гостей.

В историческом городе существует много проблем, связанных с сохранение исторического ядра, целостного образа восприятия, с сохранением объектов культурного наследия. С развитием и расширением города вырастают его потребительские способности, появляется потребность в рекламе товаров и услуг. Реклама стала не только двигателем прогресса, объектом искусства, но и объектом раздражения.

Зачастую рекламные конструкции становятся визуальной преградой перед памятниками архитектуры, историческими ансамблями, комплексами площадей. Закрывая обзор лучших зданий города, реклама начинает нести не только полезную информацию, но и негатив. 

 Показательным примером в нашем городе может служить рекламная тумба, расположенная на остановке «Площадь Ленина». Большая цилиндрическая тумба, зачастую с ободранными афишами, стоит в центре тротуара между остановочным карманом для городского транспорта и остановочным павильоном. Из-за нее во время «час-пик» сталкиваются два потока людей: пассажиры, выходящие и садящиеся в общественный транспорт и пешеходы, идущие по тротуару. Являясь преградой для пассажиропотока, тумба закрывает обзор, открывавшийся ранее на эспланаду площади.

 

Реклама в исторической среде города. 

Рекламные плакаты, размещенные на кованых металлических решетках ограждений, разрывают гармонию городского ландшафта. Первоначальной функцией ограждений было визуальное объединение парковых зон с урбанистической, городской средой. Вместо воздушных, кружев металла теперь наблюдается пестрая фанерная стена.

 

Реклама в исторической среде города.
Ограждение городского парка отдыха (детского парка имени Гайдара). 

По всему периметру ограждения смонтированы массивные рекламные плакаты, которые полностью закрывают красивую кованую решетку. 

Разрешение на установку рекламы выдает администрация города. Дополнительно реклама на объектах культурного наследия проходит согласование в Управлении культурного наследия министерства культуры Хабаровского края, являющегося госорганом по охране объектов культурного наследия. Тем не менее, администрация города, при устройстве отдельно стоящих конструкций в исторической части города, зачастую не учитывается аспекты восприятия городского ландшафта, ценного с историко-культурной точки зрения. Восприятие объектов культурного наследия, которые подчеркивают самобытность и уникальность города, происходит на уровне человеческих глаз, по пути следования пешеходов или транспорта. Частичное или полное закрытие здания-памятника разрушает целостность его восприятия, уменьшая его архитектурную и художественную ценность, что нарушает федеральные и региональные нормативно-правовые акты в области охраны объектов культурного наследия.

Реклама в исторической среде города.

 Здание-памятник «Дом доходный С.Д. Таболова и А.А. Битарова», 1911 г., по ул.Калинина, 72.
Рекламный баннер закрывает одно из красивейших отреставрированных зданий деревянного зодчества.

 Нормативно-правовые акты регулируют новое строительство. Основным нормативным документом, регулирующим строительство и размещение рекламы, является «Проект зон охраны памятников истории и культуры», но в городе требования этого документа исполняются не в полной мере.

Реклама в настоящее время важный элемент в городской среде, но ее чрезмерное количество не складывается в гармоничный образ. Она выбивается на передний план, подавляя рядом с собой пространство, конфликтуя со сложившейся средой, живя самостоятельно, часто она разнокалиберная, разнохарактерная, пестрая, где-то аляповатая.

 

Реклама в исторической среде города.

Здание-памятник «Дом доходный В.Я. Кровякова», 1913 г., по ул.Дзержинского, 28. 
Рекламный баннер закрывает здание, скрывая архитектурные элементы.  

 

Возможно, если предъявлять требования к рекламным конструкциям как малым архитектурным формам, и воспринимать ее как часть нового строительства, то можно найти компромисс. Подчинение рекламных конструкций режиму зон охраны памятников поможет сохранению исторической среды, сохранению градостроительных качеств памятников и поиску новых идей с использованием исторических традиций. Реклама должна быть второстепенной, сомасштабной, гармонично вписываться в городской ландшафт.

Образ города формируется через зрительное восприятие, и планировочную структуру исторического центра города необходимо рассматривать как объект, представляющий значительную ценность для Хабаровска. С этой точки зрения - реклама должна выступать в роли помощника в формировании облика, дополнять сложившуюся канву городской структуры.

 

ТОЗ 28.03.2014

01.04.2013 дополнения.