Историческая и культурная ценность здания по ул. Шевченко, 1 в г. Хабаровске.

Здание по ул. Шевченко, 1 в г. Хабаровске, где в настоящее время располагается речной вокзал, приказом ГУК «НПЦ по ОПИК» от 24.06.1996 № 56 было включено в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Затем на основании Протокола заседания краевого научно-методического совета приказом ГУК «НПЦ по ОПИК» от 08.12.2006 №56 из Списка выявленных объектов культурного наследия было исключено. В 2016 году время вновь внесло свои коррективы: распоряжением управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края от  28.09.2016 №17 здание речного вокзала включено в «Перечень объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия».

Историческая и культурная ценность здания по ул. Шевченко, 1 в г. Хабаровске.

 

Историческая и культурная ценность здания по ул. Шевченко, 1 в г. Хабаровске.

Общий вид здания. Фото конца 1990-х гг.

 

Двухэтажное каменное здание речного вокзала – первоначально торговые ряды «Нижнего базара», является старейшей постройкой города и представляет несомненную историческую и культурную ценность.

Связано с историей развития торговли в Хабаровске. Построено в стиле эклектики с декоративным оформлением фасадов, свойственным постройкам конца 19 века. Является элементом сохранившейся исторической среды центральной части города в комплексе с исторической застройкой ул. Шевченко и Уссурийского бульвара. Построенное в 1899 году и реконструированное в советский период, оно частично утратило свой первоначальный облик, однако в целом сохранены его объемно-пространственная структура, стилистика фасадов, элементы первоначального декоративного оформления.

Первый рынок в Хабаровске возник в устье речки Бури с момента основания поселения (позднее речка стала называться сначала Хабаровской, затем Плюснинкой, по фамилии обосновавшейся в ее окрестностях, на улице Алексеевской (Шевченко), семьи купца первой гильдии Василия Федоровича Плюснина).

Устье речки Бури использовалось как естественная гавань, куда свозились товары, там же организовалась и торговля.

Первыми продавцами в Хабаровске стали китайцы, которые почти ежедневно приставали на своих джонках к берегу, предлагая товары поселенцам. Торговцы привозили рыбу, муку и другие товары. Кроме них, свежей рыбой снабжали жителей Хабаровки и местные жители – нанайцы, удэгейцы и эвенки.

К 1877 году в устье речки Хабаровской уже действовал вполне обустроенный рынок. Его называли Нижним (или Рыбным) базаром. Этот рынок пользовался огромной популярностью благодаря дешёвым, преимущественно китайским, товарам.

Русские купцы и торговцы появились на рынке чуть позже. Сначала на рынке были построены деревянные ряды, в которых можно было купить крупы, мед, муку, свежий хлеб, овощи, мясо и другие товары, включая промышленные. На обустройство рынка немало средств потратили купцы Плюснины.

К 1899 году на деньги Василия Плюснина были построены двухэтажные каменные ряды. Нижний этаж здания сдавался в аренду разным торговцам, верхние арендовали под складские помещения крупные городские предприятия.

В Хабаровске были и другие рынки, которые образовывались на перекрёстках и крупных площадях. 28 февраля 1912 года, на заседании Хабаровской городской Думы был утвержден план Нового базара в пади речки Чердымовки у Линейной улицы (нынешняя улица Льва Толстого). В этот же год и началось строительство рынка (место ныне действующего центрального рынка Хабаровска).

 

Историческая и культурная ценность здания по ул. Шевченко, 1 в г. Хабаровске.

 Вид на Нижний базар и ул. Алексеевскую. Фото, ориентировочно,1903 г.

 

Историческая и культурная ценность здания по ул. Шевченко, 1 в г. Хабаровске.

Нижний базар. Фото до 1917 г.

 Историческая и культурная ценность здания по ул. Шевченко, 1 в г. Хабаровске.

 Здание торговых рядов. Фото до 1924 г.

 

В 1925 году каменное здание, где размещались торговые ряды, было муниципализировано. В 1933 году здание приспособили под речной вокзал. Сам базар ликвидировали в конце 1950-х годов, когда в период подготовки к 100-летию города было принято решение о строительстве на месте речек Плюснинки и Чердымовки бульваров.

Работы по благоустройству падей начались в 1957 году. За год устья Чердымовкии и Плюснинки были заключены в коллекторы. Под будущие бульвары отсыпано два миллиона кубометров грунта. В середине 1960-х годов отсыпка бульваров была завершена.

Сама идея заключить речки в коллекторы и устроить на их месте бульвара возникла еще до революции и была реализована более чем через пятьдесят лет.