резолюция XV Всероссийского съезда органов охраны памятников

С 29 сентября по 1 октября 2016 года в городе Иваново прошел XV Всероссийский съезд органов охраны памятников истории и культуры.

В работе съезда приняли участие представители региональных органов охраны памятников истории и культуры из 81 субъекта Российской Федерации, аппарата Комитета Государственной Думы по культуре, Министерства культуры Российской Федерации, Федеральной кадастровой палаты, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Института археологии РАН, Общественной палаты Российской Федерации, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Общественного движение «Архнадзор» и иных организаций, в сферу деятельности которых входят вопросы сохранения объектов культурного наследия.

резолюция XV Всероссийского съезда органов охраны памятников

Резолюция

XV Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры

УчастникиXV Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры (далее - Съезд), представляющие Министерство культуры Российской Федерации, органы охраны объектов культурного наследия 81 субъекта Российской Федерации, общественные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны и сохранения памятников истории и культуры, отмечают, что за период, прошедший со времени проведения XIV Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры (г. Сочи, октябрь 2015 г.), произошли следующие изменения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия:

Принят Федеральный закон от 31.12.2015 № 459-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Принят Федеральный закон от 05.04.2016 № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Министерством культуры Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, предусмотренные Федеральным законом от 22.10.2014 №315-Ф3.

Министерством культуры Российской Федерации разработана общефедеральная территориально-распределенная автоматизированная информационная система «Единый государственный реестр объектов культурного наследия» (далее - АИС ЕГРКН), которая позволила формировать реестр при взаимодействии с региональными органами охраны объектов культурного наследия в электронном виде с удаленных рабочих мест.


Обсудив в ходе пленарного заседания и круглых столов требующие решения задачи в сфере государственной охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия народов Российской Федерации, участники Съезда решили:

1. Считать чрезвычайно важным вопрос закрепления и распределения полномочий авторского надзора, технического надзора и научного руководства.

2.Считать целесообразной подготовку законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части закрепления полномочия федерального органа охраны объектов культурного наследия для определения нормативным актом полномочия научного руководства, авторского и технического надзоров.

3. Одобрить совместную деятельность Минкультуры России и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по организации работы, направленной на внесение сведений о границах территории объектов культурного наследия и их зон охраны в государственный кадастр недвижимости.

4. Считать актуальным информирование органов государственной власти и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц о неиспользуемых объектах культурного наследия, либо неиспользуемых объектах культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

5. Поддержать рассмотренное на VI Парламентском форуме «Историко-культурное наследие России», состоявшемся в г. Владимире в июне 2016 г., предложение о разработке проекта федерального закона о внесении изменений в пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части уточнения порядка и условий предоставления компенсации собственнику объекта культурного наследия федерального значения либо лицу, пользующемся им на основании договора безвозмездного пользования, и осуществивших за счет собственных средств работы по его сохранению.

6. Продолжить практику систематического оказания Минкультуры России методической помощи региональным органам охраны объектов культурного наследия по вопросу формирования реестра.

7. Одобрить деятельность Минкультуры России по направлению в адрес региональных органов охраны объектов культурного наследия ежегодных индивидуальных для каждого субъекта Российской Федерации планов-графиков регистрации памятников истории и культуры в реестре.

8. Отметить необходимость неукоснительного выполнения региональными органами охраны объектов культурного наследия поручения Президента Российской Федерации от 05.01.2013 № Пр-16 в части обеспечения
регистрации объектов культурного наследия в реестре до 2018 года в полном объеме в строгом соответствии с установленными Минкультуры России планами-графиками регистрации памятников истории и культуры в реестре.

9. Рекомендовать Администрации Президента Российской Федерации рассмотреть возможность включения контрольных показателей в отношении состояния объектов культурного наследия в рейтинги и показатели деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, установив их персональную ответственность за состояние объектов культурного наследия на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

10. Рекомендовать Минкультуры России:

подготовить изменения в Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части закрепления полномочий федерального органа охраны объектов культурного наследия по определению нормативным правовым актом полномочий научного руководства, авторского и технического надзоров при проведении мероприятий по сохранению объектов культурного наследия;

установить лицензионные требования к осуществлению технического надзора при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия;

закрепить проверку аттестованных специалистов за авторским надзором в целях оптимизации полномочий государственных органов;

определить аттестацию для научного руководителя и определить высшую и первую категорию;

определить аттестацию для авторского надзора и определить высшую, первую и вторую категорию;

подготовить совместно с ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» и направить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации циркулярное письмо о порядке осуществления деятельности по внесению информации о границах территории объектов культурного наследия и их зон охраны в единый государственный реестр недвижимости;

проработать вопрос создания единого веб-сайта для размещения информации о неиспользуемых объектах культурного наследия, либо объектах культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии;

подготовить перечень информации для размещения на сайте и проинформировать о нем органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия собственника от имени Российской Федерации;

продолжить формирование единого государственного реестра объектов культурного наследия с использованием автоматизированной информационной системы единого государственного реестра объектов культурного наследия (АИС ЕГРКН);

подготовить рекомендации о принципах формирования общественных советов в сфере охраны культурного наследия.

11. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия:

инициировать направление в адрес Минкультуры России информации о находящихся на территории субъектов Российской Федерации неиспользуемых объектах культурного наследия, либо объектах культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии;

принять меры по обеспечению регистрации объектов культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия в полном объеме в строгом соответствии с установленными Минкультуры России планами-графиками регистрации памятников истории и культуры в реестре.

довести до сведения собственников (пользователей) объектов культурного наследия методические рекомендации по эксплуатации объектов культурного наследия, разработанные Минкультуры России в 2016 году;

завершить формирование общественных советов в сфере охраны культурного наследия;

активизировать контрольно-надзорную деятельность в сфере охраны объектов культурного наследия, работу по привлечению виновных лиц к административной ответственности, исключить случаи представления в Минкультуры России неполной или недостоверной информации.

12. Рекомендовать общественным организациям в сфере охраны культурного наследия при вхождении в общественные советы при органах охраны объектов культурного наследия отказываться от деструктивного и контрпродуктивного вектора в отношениях с соответствующим органом охраныобъектов культурного наследия, добиваться от региональных органов охраны объектов культурного наследия и органов государственной власти соблюдения принципов объективности, гласностии законности всвоей деятельности, активно при этом содействуя таким органам в их повседневной работе.

13. Выразить благодарность Комитету Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия за работу по организации проведения мероприятий Съезда.

14. Провести XVIВсероссийский съезд органов охраны памятников истории и культуры в 2017 г. Министерству культуры Российской Федерации определить место проведения съезда с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.